Литературные шедевры – на экране
15 мая любители кино мемориальной библиотеки им. В.М. Башунова (филиал №36) посмотрели художественный фильм «Бег» (1970, режиссёры – В. Наумов, А. Алов). Этот показ был приурочен к 125-летию со дня рождения русского писателя, драматурга М.А. Булгакова. Фильм, экранизированный по мотивам произведений «Бег», «Чёрное море» и «Белая гвардия», критики отнесли к лучшим работам режиссёрского союза Алова и Наумова.
Режиссеры попытались максимально объективно показать печальные события начала века — конец Гражданской войны и эмиграцию проигравших. В результате картина, собравшая самых лучших актеров того времени (Владислав Дворжецкий, Алексей Баталов, Евгений Евстигнеев, Людмила Савельева, Михаил Ульянов), получилась поистине эпической, с большим количеством действующих лиц и событий, с реалистичными сценами сражений и пугающей панорамой массового бегства людей из России.Фильм переводит действие из кошмарного «сна» эмиграции не в достоверно изображенную действительность, а опять же в сон - светлый сон-мечту о России. В целомудренно-чистый и высокий образ Родины, оставить которую - значит ypoнить свое достоинство, потерять лицо и предать себя вечной, грызущей и ничем не утоляемой тоске по Отчизне. «Я не поеду, буду здесь, в России. И будь с ней что будет», - говорит один из героев «Дней Турбиных» Булгакова, выражая и личную позицию автора. Эта мысль писателя воплощена в пьесе «Бег», и в одноименном фильме Алова и Наумова - одной из лучших экранизаций по произведениям Булгакова в отечественном кино.
Так что же такое «бег»? Позорное отступление «тех, кто бросил землю»? Вынужденная участь изгнанников? А может быть, это сама история человечества, со своими крутыми поворотами и неожиданными событиями, которую делают люди, а не главнокомандующие в погонах. И в фильме ясно прослеживается мысль о том, что несмотря на жестокость истории того времени, спасение на чужбине не было выходом. Тоска по родине, по своему дому, по белому снегу и бескрайним просторам никогда не угаснет в сердцах беглецов. Поэтому бывший генерал-майор Чарнота, человек, который, кажется, никогда не потеряет оптимизм, а на самом деле, скрывающий под маской остроумного шутника отчаяние и беспросветную грусть, — будет шататься по французским улочкам и говорить своим друзьям нищим: «Когда вас поведут в рай, я буду сидеть там, у ворот и передо мной будет лежать шляпа. Я буду сидеть там тысячу лет, и просить, и никто не подаст, даже Бог. При желании можно выклянчить все — деньги, славу, власть, но только не родину. Особенно такую, как моя. Россия не вмещается в шляпу!».
Так что же такое «бег»? Позорное отступление «тех, кто бросил землю»? Вынужденная участь изгнанников? А может быть, это сама история человечества, со своими крутыми поворотами и неожиданными событиями, которую делают люди, а не главнокомандующие в погонах. И в фильме ясно прослеживается мысль о том, что несмотря на жестокость истории того времени, спасение на чужбине не было выходом. Тоска по родине, по своему дому, по белому снегу и бескрайним просторам никогда не угаснет в сердцах беглецов. Поэтому бывший генерал-майор Чарнота, человек, который, кажется, никогда не потеряет оптимизм, а на самом деле, скрывающий под маской остроумного шутника отчаяние и беспросветную грусть, — будет шататься по французским улочкам и говорить своим друзьям нищим: «Когда вас поведут в рай, я буду сидеть там, у ворот и передо мной будет лежать шляпа. Я буду сидеть там тысячу лет, и просить, и никто не подаст, даже Бог. При желании можно выклянчить все — деньги, славу, власть, но только не родину. Особенно такую, как моя. Россия не вмещается в шляпу!».