Круглый стол «Взаимодействие библиотеки семьи и школы как фактор формирования читателя»
В семейной библиотеке №17 «Берегиня» состоялся круглый стол «Взаимодействие библиотеки семьи и школы – как фактор формирования читателя».
Воспитание интереса к чтению в семье, к хорошей литературе, вот уже более 18 лет является благородной миссией библиотеки. Ни для кого не секрет, что негативным фактором в формировании читателя-ребёнка является утрата традиций семейного чтения. Сегодня как никогда очевидна необходимость эффективного взаимодействия элементов библиотека-семья-школа, чтобы сформировать личность юного читателя.
За круглым столом собрались люди, неравнодушные к проблемам чтения, работающие с книгой, детьми и семьёй. Педагоги, психологи и библиотекари давно и убедительно доказали, что посредством чтения ребенок получает возможность самостоятельно усваивать знания и опыт человечества, совершенствовать собственное мышление и личность в целом. А книга, как источник информации, несет в себе в первую очередь воспитательное значение.
К разговору были привлечены преподаватели педагогической академии, академии культуры, библиотекари общеобразовательных школ, библиотекари библиотечной системы г. Барнаула, воспитатели и методисты детских садов, учителя, работающие по уникальным программам.
Состоялся живой обмен опытом мнениями о проблемах взаимодействия семьи, библиотеки, школы. Были затронуты многие вопросы, освещены проблемы, намечены возможные пути их решения. Так, по вопросу формирования современных читательских интересов у детей и подростков, выступила Елена Васильевна Балашова (кандидат педагогических наук, доцент, декан факультете ИРиД АлтГАКИ).
Зинченко Лариса Николаевна (кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования АлтГПА) познакомила присутствующих с современной детской литературой Алтая, смогла дать исчерпывающие ответы преподавателям, воспитателям и родителям, что же нужно читать совместно с детьми и в кругу семьи.
Проблему воспитания книгой в православной семье подняла преподаватель воскресной школы Фисун Лия Николаевна, что нашло большой отклик в аудитории.
Вопрос об утрате и возрождении традиций семейного чтения, о сотрудничестве в этом направлении с семьями раскрыла главный библиотекарь библиотеки Чугунцова Надежда Александровна. А опытом работы по авторской программе «Как воспитать книгочея», проводимой в нашей библиотеке в сотрудничестве с педагогом МБОУ «Гимназии №123» Евтушенко Лидией Михайловной поделилась ведущий библиотекарь детского отделения Бирюкова Светлана Владимировна. Интересным формам работы с детьми и родителями было посвящено выступление Рогожниковой Ольги Викторовны (заведующая отделом обслуживания АКДБ им. Н К. Крупской).
Целый блок вопросов круглого стола отдан теме «Дошкольник. Книга. Чтение». Методисты и воспитатели выразили единое мнение, что «чтение художественной литературы в группах с малышами в любой свободный момент – это спасение… Ведь громкое чтение детям умной и хорошей книги успокаивает и помогает организовать полезный досуг».
Родители, смогли поделиться своим опытом, размышлениями по привлечению детей к чтению и формированию их как читателей и получить ответы на волнующие вопросы: Когда и как научить ребёнка читать правильно, чтобы не отбить желание читать дальше? Какие существуют методики чтения? Нужно ли прививать навыки чтения, начиная с детского сада и т.д. Ведь для юного читателя очень важно, чтобы процессом его чтения руководил какой-либо начитанный взрослый, а лучше всего - родитель. Чтение для ребёнка имеет важное социальное значение, это не самоцель, а важное условие для развития гармоничной личности. С таким утверждением согласились все участники и гости круглого стола.
По итогам работы «круглого стола» была принята резолюция в основу которой легли приоритетные направления в совместной работе по данной теме:
- Разработать в библиотеке единую программу чтения направленную на поддержку престижа чтения и его значимости.
- Усилить роль библиотеки в организации семейного чтения, привлекая школы, детские сады, семью и другие организации.
- Осуществлять акции, ориентированные на работу с семьёй по воспитанию культуры семейного чтения, развития читательского вкуса.
- Повышать компетентность родителей в детском чтении, информируя их о тенденциях развития современной детской литературы.