Солнечный зайчик
13 февраля в клубе авторской песни говорили о Новелле Матвеевой (род. в 1934 г), слушали ее песни, исполненные щемящим тонким голосом, восхищались интонациями и образами одного из первых поэтов – бардов, чьи стихи издают, переиздают, песни записывают, аранжируют, но самое главное – поют.
Конец 1959-го — начало 60-го года. «Случайно не знаете вот такой девушки, ее зовут Новелла Матвеевская или Матвеева?» - спрашивали журналисты у жителей поселка, в котором жила будущая русская поэтесса, прозаик, бард, драматург и литературовед. А. Гладилин, корреспондент «Комсомольской правды» вспоминает: «Мы зашли в здание барачного типа, постучали в дверь, которую мальчишки нам указали. Тишина. Потом тонкий женский голос: «Входите, дверь не заперта». Мы зашли и застыли. От удивления и потому что негде было повернуться. Это была не квартира и даже не комната, а какое-то складское помещение размером с малогабаритную кухню. На склад похоже, потому что забито какими-то тюфяками. При слабом дневном свете из крошечного окошка мы не сразу различили контуры женщины, которая лежала в пальто на матраце, поверх этих тюфяков. В комнате было холодно, как на улице. я увидел на полу ведро воды (вода подернута пленкой льда), деревянный столик, а на нем чайник и электроплитку.
Мы спросили: «Вы Новелла Матвеева?» — «Да», — ответила тонким голосом женщина неопределенных лет. «Вы писали стихи?» — «Да, я пишу стихи». «Мы из „Комсомольской правды", собирайтесь, поехали к нам в редакцию». Мы сразу поняли, что ее надо перво-наперво увозить из этой ледяной берлоги. Женщина неопределенных лет, в пальто, закутанная в платки, поднялась, щелкнула выключателем. И при свете оказалась совсем молодой девушкой, правда, лицо бледное, опухшее. Она сказала: «Только я записку маме напишу. А вы меня обратно привезете?» — «Конечно, привезем. Но возьмите с собой ваши стихи». Она вытащила из-под тюфяков толстую тетрадку: «Мои стихи всегда при мне» (Гладилин, А. Т. Меч Тамерлана / А. Т. Гладилин. — М.: РИПОЛ классик, 2010. — С.297).
Песни Матвеевой в 1960-х пела буквально вся студенческая молодежь страны, нередко не зная их автора. Одно поколение слушателей за другим погружается в светлый и волшебный мир этих песен («Солнечный зайчик», «Девушка из харчевни», «Кораблик», «Девочка и пластилин»), а историю жанра просто невозможно представить себе без имени Новеллы Матвеевой. Она продолжает работать, и искренняя любовь слушателей — награда ей за природный талант и многолетний труд.
Перу Новеллы Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Ее творчеству посвящено более сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Среди их авторов Е. Евтушенко, Л. Аннинский, Е. Винокуров, В. Огнев, З. Паперный, В. Лакшин, С. Маршак, С. Чупринин, Г. Красников, Б. Окуджава, Е. Камбурова, Д. Гранин, Я. Смеляков, В. Цыбин, Б. Слуцкий, В. Берестов, А. Урбан, Ю. Смелков и др.
Более 30 книг стихов, прозы и переводов Н. Матвеевой издано. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).
Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога - мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски "Какой большой ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".
В 1998 году Н.Н. Матвеева удостоена звания лауреата Пушкинской премии в области поэзии, в 2002 г. стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Новелла Николаевна живёт в Москве. В последнее время она работает над своими переводами сонетов Шекспира.
Мы спросили: «Вы Новелла Матвеева?» — «Да», — ответила тонким голосом женщина неопределенных лет. «Вы писали стихи?» — «Да, я пишу стихи». «Мы из „Комсомольской правды", собирайтесь, поехали к нам в редакцию». Мы сразу поняли, что ее надо перво-наперво увозить из этой ледяной берлоги. Женщина неопределенных лет, в пальто, закутанная в платки, поднялась, щелкнула выключателем. И при свете оказалась совсем молодой девушкой, правда, лицо бледное, опухшее. Она сказала: «Только я записку маме напишу. А вы меня обратно привезете?» — «Конечно, привезем. Но возьмите с собой ваши стихи». Она вытащила из-под тюфяков толстую тетрадку: «Мои стихи всегда при мне» (Гладилин, А. Т. Меч Тамерлана / А. Т. Гладилин. — М.: РИПОЛ классик, 2010. — С.297).
Песни Матвеевой в 1960-х пела буквально вся студенческая молодежь страны, нередко не зная их автора. Одно поколение слушателей за другим погружается в светлый и волшебный мир этих песен («Солнечный зайчик», «Девушка из харчевни», «Кораблик», «Девочка и пластилин»), а историю жанра просто невозможно представить себе без имени Новеллы Матвеевой. Она продолжает работать, и искренняя любовь слушателей — награда ей за природный талант и многолетний труд.
Перу Новеллы Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Ее творчеству посвящено более сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Среди их авторов Е. Евтушенко, Л. Аннинский, Е. Винокуров, В. Огнев, З. Паперный, В. Лакшин, С. Маршак, С. Чупринин, Г. Красников, Б. Окуджава, Е. Камбурова, Д. Гранин, Я. Смеляков, В. Цыбин, Б. Слуцкий, В. Берестов, А. Урбан, Ю. Смелков и др.
Более 30 книг стихов, прозы и переводов Н. Матвеевой издано. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).
Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога - мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски "Какой большой ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".
В 1998 году Н.Н. Матвеева удостоена звания лауреата Пушкинской премии в области поэзии, в 2002 г. стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Новелла Николаевна живёт в Москве. В последнее время она работает над своими переводами сонетов Шекспира.