slabovid

Мозаика судеб

Что история рода может рассказать об истории страны?
 
В Музее редкой книги Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева напомнили об особой дате в календаре нашей истории. В июле отмечается День памяти архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева). В программе приняла участие актриса московского театра Татьяна Попова, которая рассказала об истории своей семьи.
 
Священнический род

По словам протоиерея, настоятеля Свято-Троицкого храма Константина Метельницкого, из числа жертв массового террора, которого в 1930-х годах мало кому удалось избежать, в особую группу принято выделять священнослужителей.
 
– Эти страницы истории – одни из самых трагичных и противоречивых, – считает отец Константин. – С одной стороны, возводятся промышленные города, заводы-гиганты, создаются шедевры отечественного кинематографа (такие как «Веселые ребята», «Волга-Волга»), а с другой – обостряются массовые репрессии, затронувшие практически каждую семью. Помню, как в начале 1990-х годов на пересечении Социалистического проспекта и улицы Мало-Олонской я познакомился с четырьмя женщинами. Выяснилось, что у трех из них репрессировали членов семьи, причем одна из собеседниц даже была невольным свидетелем расстрела в Канатном проезде, возле тюрьмы, действовавшей на территории закрытого Богородице-Казанского женского монастыря. Среди тех жертв немало священников. Подробнее об этом можно прочесть в книге Василия Гришаева «Невинно убиенные: к истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае».
 
29 июля, когда отмечается День памяти святого новомученика Иакова Маскаева, именно на этом месте установят крест в честь всех, кто был здесь расстрелян. Инициатором его возведения стала Татьяна Попова – актриса Московского театра Грановского, чьи предки-священники, служившие в Барнауле, погибли за веру. – В Барнауле я родилась, окончила школу, а потом уехала в Новосибирск, позже в Москву, – делится Татьяна Анатольевна. – Теперь на родину, где осталась мама, я приезжаю три-четыре раза в год. А примерно пять лет назад я начала исследовать свои корни – стала посещать местные архивы, изучать документы, узнавать историю своих предков. Постепенно выяснилось, что я являюсь потомком целого священнического рода – обширного, разветвленного. Началось все с того, что я узнала о своем прадеде Михаиле Ватмане, которого репрессировали в 1933 году, отправили на Соловки, а в 1937 году расстреляли под Ленинградом вместе с отцом Павлом Флоренским. Его жена, моя прабабушка Ольга Слободская, была дочерью священника – отца Александра Слободского, настоятеля Предтеченской церкви Барнаула. Надежная стена Сестра прадеда актрисы Евлалия Ватман-Орлова была журналисткой, писателем, критиком, чьи произведения неоднократно публиковались на страницах журналов «Жизнь Алтая», «Сибирская жизнь», «Сибирские вопросы», «Вестник Европы». Ее талант высоко ценил известный исследователь Григорий Потанин, который не только читал сочинения девушки, но и принимал участие в ее судьбе. В их переписке не раз встречаются упоминания о Георгии Гребенщикове, а в одной из своих статей Ватман впервые попыталась подвергнуть профессиональному анализу раннее творчество писателя.
 
Что интересно, и сам Гребенщиков хорошо отзывался о сочинениях Евлалии, в частности, о ее небольшом рассказе «Розовые мальвы». Именно на его основе Татьяна Попова создала музыкально-поэтическую композицию, в которую вошли материалы книги «Сложить мозаику судеб…: архивный детектив» алтайского журналиста Светланы Тирской, краеведа Виктора Суманосова и филолога-исследователя Натальи Орловой. Одним из героев этой композиции стал муж Евлалии Ватман – Николай Орлов, которого называли разочаровавшимся коммунистом, первым невозвращенцем. Этот моноспектакль она и представила публике.
 
– Несмотря на то, что судьбы моих предков оказались настолько разными и такими трагическими, узнав о них, у меня за спиной словно выросли крылья, – делится Татьяна Анатольевна. – Такое ощущение, что за моими плечами стоит огромный род, надежная стена, на которую я могу облокотиться.
 
По завершении встречи Татьяна Попова преподнесла в подарок музею книгу-презентацию, посвященную еще одной своей семейной ветви - роду Корольковых. Один из его основателей Николай Корольков – двоюродный прадед Татьяны Анатольевны – был основателем Сибирского русского народного хора.

Наталья Катренко.
Газета «Вечерний Барнаул» - 29 июля 2023 г.

БаннерБаннерБаннер Система ГАРАНТБаннерБаннерБаннерБаннер
geny_mesta

Фотогалерея

main-img-01main-img-02ФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалерея