slabovid

Искания Шукшина

Протоиерей Сергей Фисун проанализировал творчество известного писателя и кинорежиссера с позиции верующего человека

В музее редкой книги Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева отметили день памяти Василия Шукшина. Известному писателю, актеру и кинорежиссеру была посвящена лекция руководителя отдела религиозного образования и катехизации Барнаульской епархии, настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери, протоиерея Сергея Фисуна.

Тема покаяния

Эта лекция прошла в рамках выставки «Их именами названы улицы», которая открылась в музее редкой книги к дню рождения Барнаула. Одним из ее героев стал Василий Шукшин, в честь которого в нашем городе названы улица, сквер, Алтайский краевой театр драмы.

По словам протоиерея Сергея Фисуна, первое знакомство с Шукшиным в его жизни случилось в начальной школе после просмотра фильма «Калина красная», который демонстрировался в клубе «Трансмаш».
– В то время такое количество зрителей собирали лишь комедии Гайдая, – вспоминает он. – А потому было удивительно, что столь серьезное и во многом страшное кино произвело столь большое впечатление на публику. Разумеется, тогда я мало что понимал, но мой детский разум запомнил, насколько отчетливо в этом фильме прозвучала тема покаяния. Ближе с творчеством Шукшина я познакомился гораздо позже. Я много читал о нем, смотрел фильмы, передачи, ознакомился с его письмами. И меня всегда коробило, когда этого человека представляли с помощью незатейливых приемов – гармошки, балалайки, березки, деревенской удали.
По мнению Сергея Фисуна, одним из важных этапов его знакомства с Шукшиным стал спектакль «Точка зрения», который был поставлен в 1980-х годах в Алтайском краевом театре кукол Евгением Гимельфарбом – талантливым режиссером, неординарным человеком, сумевшим в одночасье взбудоражить культурную жизнь нашего города. Ему вместе с художником Сергеем Столяровым удалось создать удивительную постановку, в которой поднимались экзистенциальные темы, ставились глубокие философские вопросы.

Растревоженная совесть  

В 2011 году благодаря профессору МГУ Валерию Алексееву вышел в свет сборник статей «В.М. Шукшин и православие». Причем это была одна из книг большого проекта, суть которого – издавать исследования о русских писателях на их родине: Лескова – на Орловщине, Есенина – на Рязанщине, Шукшина – на Алтае. В этот сборник вошла и статья Сергея Фисуна «О духовных исканиях Шукшина», где автор не только поразмышлял над истоками душевных терзаний героев, но и представил детальный анализ нескольких произведений Василия Макаровича.

– Если считать, что человек формируется с детства, то в эту пору в жизни Шукшина было мало радости, – говорит он. – Когда ему было четыре года, арестовали отца, а на плечи матери в голодные годы коллективизации легло клеймо жены врага народа. Как писал когда-то друг Шукшина, писатель Василий Белов: «Шукшинская душевная боль имела явно общероссийские масштабы, мы унаследовали эту боль от собственных матерей и погибших отцов». Отсюда у героев произведений Шукшина – растревоженная совесть. Они не ведают ни причины своих мук, ни способов как их унять. И порой даже выдумывают преступления, которые не совершали, чтобы объяснить окружающим людям смысл собственной душевной боли. В качестве примера можно привести рассказы «Верую!», «Миль пардон, мадам!».

Как считает Сергей Фисун, не случайно свое бегство из деревни Шукшин воспринимает как предательство. Это тоже от растревоженной совести, ведь в его случае отъезд был чуть ли не единственным путем развития столь яркой личности, как он. Для человека современного эти муки могут показаться глупостью, чем-то надуманным. Но в творчестве Шукшина именно эта линия станет едва ли не главной, а вопрос расплаты – одним из самых волнующих. – Важно еще и то, что формирование Шукшина происходило в годы безбожных пятилеток, когда была попрана вера, и таким людям, как он, не на что было опереться, – считает автор лекции. – В этой связи хочется снова привести слова Василия Белова: «Долог и труден наш путь к Богу после многих десятилетий марксистского атеизма. Двигаться по этому пути надо хотя бы с друзьями, но колоннами к Богу не приближаются. Коллективное движение возможно лишь в противоположную сторону».
 
Наталья Катренко.
Газета «Вечерний Барнаул» - 3 октября 2023 г.

БаннерБаннерБаннер Система ГАРАНТБаннерБаннерБаннерБаннер
geny_mesta

Фотогалерея

main-img-01main-img-02ФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалерея