slabovid

Библиотека и образование: новые грани взаимодействия

Не являясь образовательными учреждениями, библиотеки выступают в качестве партнеров учебных заведений, реализуя разнообразные проекты с целью поддержки образовательного процесса.
Роль библиотек в процессах образования определяется тем, насколько и какими именно путями они могут содействовать реализации программ основного и дополнительного образования, обеспечивать приобретение знаний вне рамок образовательных учреждений. 16 ноября библиотека №17 приглашала педагогов школ и дополнительного образования, библиотекарей, воспитателей, родителей стать участниками круглого стола «Библиотека и образование: новые грани взаимодействия». С возможностью поделиться своим мнением, инновациями, опытом, практическими наработками по различным сторонам культурной и образовательной деятельности подрастающего поколения. Работа круглого стола прошла в рамках Года педагога и наставника.
Выступление главного библиотекаря библиотеки №17 Бирюковой Светланы Владимировны «Библиотекарь и учитель – грани сотворчества» стало первым на круглом столе. В её выступлении говорилось, что современная библиотека должна рассматриваться как центр формирования информационной культуры учащихся, что библиотекарь является равноправным участником образовательного процесса, а библиотекарь и учитель должны работать в тесном сотрудничестве, так как библиотека – это лучший помощник педагогу в его благородной миссии по воспитанию и образованию личности.
О работе по проекту «Живой портрет писателя» продвижение чтения детского писателя» (поддержанный грантом Губернатора Алтайского края в сфере культуры) рассказала директор Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской Людмила Васильевна Санкина. О том, что проект нацелен на приобщение детей и подростков к литературному богатству края, формирование их читательских вкусов посредством цикла мероприятий с использованием видео портретов детских писателей Алтайского края. Людмила Васильевна рассказала о проекте и представила его героев – ими стали 10 писателей: Елена Бызова, Виктор Бычков, Алексей Власов, Евгения Гармс, Юлия Нифонтова, Валентина Новичихина, Елена Ожич, Ольга Такмакова, Валерий Тихонов и Ирина Цхай. «Живые портреты» будут доступны всем заинтересованным в продвижении литературного краеведения: сотрудникам библиотек, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми и подростками.
С темой «Формирование ценностных ориентаций учащейся молодёжи в библиотечной среде» выступила кандидат социологических наук, преподаватель русского языка и литературы Алтайской академии гостеприимства Инесса Викторовна Кучер. В выступлении речь шла об эффективных формах работы с молодёжью и о том, что в век высоких технологий и онлайн-формата у молодёжи сохраняется потребность в живом общении, командном взаимодействии, коллективной и личной рефлексии для более глубокого понимания разнообразных текстов мировой литературы и самих себя. А местом встреч, конечно, должна быть библиотека.
Взаимодействию муниципальных и школьных библиотек и их роли в духовно нравственном воспитании школьников было посвящено выступление Светланы Александровны Слесаревой – педагога-психолога, учителя гуманной педагогики. Члена правления Алтайского краевого отделения Российского детского фонда. Руководитель «Семейного театра «Взрослые и дети» Галина Владимировна Шемберг поделилась опытом сотрудничества «Театр и библиотека». Ведь у библиотеки и театра очень много общего, так как и то, и другое – учреждение культуры. Во-вторых, и там, и там «фундамент» – литература (романы, сказки, пьесы). Галина Владимировна поделилась опытом, как можно взаимовыгодно сотрудничать с коллегами «по культурному цеху», если недалеко от библиотек есть театральные объединения. Галина Владимировна рассказала, как библиотеки становятся творческими площадками для семейных спектаклей, как дети и родители приобщаются к литературному наследию через книги и библиотечные мероприятия. Актуальный вопрос о «Подготовке кадров по направлению библиотечно-информационная деятельность в АГИК» был поднят доцентом кафедры библиотековедения и информационных технологий Алтайского государственного института культуры Черниенко Юлией Александровной. Ведь именно профессионал в своём деле может приобщить детей, подростков, молодёжь к чтению и наладить сотрудничество с образовательными учреждениями всех уровней.
Дошкольные учреждения давно и тесно сотрудничают с библиотеками. Именно это теме были посвящены 2 выступления на круглом столе. «Роль библиотеки в формировании читательской культуры» дошкольников», так звучала тема воспитателя - Хабибулиной Татьяны Валерьевны из МБДОУ «Детский сад №262» и тему «Взаимодействия детского сада и библиотеки» озвучила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 157». Библиотека – это бесценный кладезь информации по всем отраслям знаний. Задача библиотекаря и воспитателя побудить ребенка воспользоваться этим сокровищем. Безотказным приемом, который способен решить эту задачу, всегда выступают всевозможные игры. Поэтому в своей работе мы стремимся разнообразить деятельность, привлечь детей к участию в различных мероприятиях, конкурсах, викторинах, тем самым приучаем их самостоятельно добывать новые и интересные знания из книг. Детское чтение – забота общая. Важно понять, что каждое мероприятие, проведенное совместно с родителями, педагогами, повышает значимость библиотеки, помогает формировать грамотного читателя, интерес и потребность в чтении.
Большая часть мероприятия была отведена работе муниципальных библиотек МБУ ЦБС г. Барнаула. Библиотекари с удовольствием поделились с участниками круглого стола опытом работы с детьми и молодёжью в своих библиотеках. Ведущий библиотекарь библиотеки №10 Коновалова Марина Анатольевна поделилась опытом реализации проекта «Гений места»: Точка концентрации талантов». Главной задачей, которого является концентрация специалистов и талантливой молодежи на единой открытой оборудованной площадке, создание возможностей для творческой самореализации, поиск единомышленников, партнеров, зрителей. Марина Анатольевна убеждена, что творческое культурное пространство позволяет расширять формы взаимодействия с читателями, привлекать талантливую молодежь, помочь реализоваться увлечённым людям. Заведующая библиотекой №36 им. В. Башунова - Набока Евгения Сергеевна в своём выступлении «Библиотечные проекты: от идеи до воплощения» также поделилась своими творческими наработками. Коллектив мемориальной библиотеки им. В.М. Башунова получил грант Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Евгения Сергеевна рассказала участникам о проведении Городского Чемпионата "Юный краевед - 2023".
Валентина Владимировна Пахина - главный библиотекарь библиотеки №30 поделилась в выступлении «Детская библиотека для школ» опытом взаимодействия со школами и привлечения детей к чтению через театрализацию своих мероприятий.
Кулагина Ольга Витальевна – заведующая отделом массово-экспозиционной работы и главный библиотекарь, Пономаренко Татьяна Валерьевна – сотрудники ЦДБ м. К. Чуковского озвучили тему «Библиотека для молодёжи». Они рассказали о многолетней работе со студентами по программе на базе Алтайской академии гостеприимства.
Подводя итоги круглого стола, необходимо сказать, что библиотеки, взаимодействуя со школами, могут помочь им, совместно обеспечивая учащимся условия, способствующие повышению их интеллектуального и духовного уровня, используя различные формы культурно-массовой работы: лекции, обзоры, тематические вечера и творческие встречи, проведение экскурсий и т.д. Тем более что у сотрудников библиотеки имеется масса приемов активизации аудитории: это и викторины, и загадки, и литературные игры, квесты, и чтение вслух и с остановками, и выступления приглашенного писателя (поэта), и диалог с аудиторией. А активное сотрудничество библиотекаря и педагога позволяет повысить интерес учащихся к той или иной проблеме, вызывает эмоциональное отношение к ней, следовательно, помогает сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и восприятие материала. Именно такое сотрудничество, сотворчество, содружество способствует достижению общей цели: формированию культуры личности ребенка и его образованности.
 
bibl obr 20112023 01bibl obr 20112023 02bibl obr 20112023 03
 
bibl obr 20112023 04bibl obr 20112023 05bibl obr 20112023 06

БаннерБаннерБаннерБаннер Система ГАРАНТБаннерБаннерБаннерБаннер
geny_mesta

Фотогалерея

main-img-01main-img-02ФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалерея