Чтение семейное – чтение в удовольствие
Семейное чтение - при этих словах сразу всплывает в памяти идиллическая картинка: уютный свет лампы под старым абажуром, патриархальное семейство, одухотворенные лица, внемлющие чтению.
Сочетается ли это с реалиями нашего времени? Кажется, что категорически нет. Бешеный ритм жизни, нехватка времени, прагматизм – какое уж тут «семейное чтение»! А между тем, во всём мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию именно семейного чтения. Зачем? Как? И осуществимо ли это? Почему именно сегодня чтение необходимо человеку? Как оно влияет на микроклимат семьи? Для того, чтобы найти ответы на поставленные вопросы, библиотека №17 приглашала библиотекарей, педагогов, воспитателей и родителей принять участие в работе креативной библио-лаборатории «Чтение семейное – чтение в удовольствие», которая состоялась 27 ноября. Участники мероприятия смогли «окунуться» в своеобразную ярмарку идей, поделиться своим опытом по привлечению к чтению взрослых и детей и познакомиться с опытом библиотек города. Во вступительном слове главный библиотекарь библиотеки-филиала №17 Петрова Любовь Владимировна обозначила круг вопросов, рассматриваемых в рамках библио-лаборатории, и рассказала об основных направлениях работы современных библиотек с семейной аудиторией. В рамках работы библио-лаборатории были рассмотрены методики и техники эффективной коммуникации в работе библиотекарей с семьёй, опыт библиотек по созданию интерактивных площадок для работы с семьей в библиотеке, воспитанию традиций семейного чтения, культуры чтения; организации семейного досуга; привлечению к совместной работе специалистов и организаций, осуществляющих работу с семьей, и другие вопросы. Главный библиотекарь библиотеки №14 Наталья Васильевна Соколова раскрыла очень интересную форму работы с детьми (с 1 по 4 классы включительно) «литературная переменка». Деятельность библиотеки по данному проекту существенно помогает родителям в возрождении семейного чтения. Фисун Лия Алексеевна. – руководитель воскресной школы храма Владимирской иконы Божией Матери – рассказала о важности продолжения традиции семейного чтения в каждой отдельной семье, выразив опасение, что во многих современных семьях потерян эмоциональный контакт между родителем и ребенком. Современным детям не хватает опыта сопереживания, т. к. они мало читают книг, а ведь именно чтение способствует развитию нравственного интеллекта ребенка и учит его сопереживанию. Успешные практики сотрудничества библиотеки с дошкольными и школьными образовательными учреждениями осветили несколько выступающих. Это библиотеки №18, №36, детские сады №18, №262. Библиотекари и воспитатели подчеркнули важность сотрудничества с другими социальными институтами в деятельности библиотек. Воспитатель МБДОУ «Детский сад №262» Хабибулина Татьяна Валерьевна осветила деятельность по проекту «Волшебный сундучок». Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» Тамара Николаевна Федотова рассказала об интересном эксперименте года: открытии на свободных площадях садика библиотеку, о том, как все дружно: и родители, и воспитатели собирают библиотеку и проводят различные семейные мероприятия. Тем не менее, сотрудничеству с массовыми библиотеками города это не препятствует. Главный библиотекарь отдела обслуживания Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской – Горбулина Юлия Николаевна осветила вопрос «Детская библиотека как территория досуга». Она рассказала об интересной модели сотрудничества с педагогическим университетом, о работе студии «Разноцветный мир», работе семей с психологом, наглядно сопровождая выступление слайдами. А также пригласила привлечь читателей городских библиотек поучаствовать в будущем году в краевой акции «Читающая мама. Читающий Алтай». Очень увлекательно прошла творческая релакс пятиминутка, которую подготовила и провела ведущий библиотекарь библиотеки №17 Черкашина Анастасия Валерьевна. Все участники библио-лаборатории, под её умелым руководством смастерили тряпичную куколку-оберег семьи. В рамках встречи присутствующие познакомились с опытом работы с замещающими семьями Центральной детской библиотеки им. Чуковского. Ведущий библиотекарь Елена Владимировна Кобзарь представила опыт работы с семьями через такую форму семейного досуга, как «Литературно-творческая мастерская». Ведущий библиотекарь библиотеки №30 Елена Александровна Браун раскрыла работу клуба семейного чтения «Винни-Пух». Задача клуба для работы с семьями – вызов эмоций через чтение интересных книг. Ведь библиотека и книга всегда были и остаются связующим звеном в духовном единении семьи. Особое внимание было уделено работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. С идеями для практической реализации в работе библиотеки с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, познакомила участников библио-лаборатории ведущий библиотекарь библиотеки №17 Юлия Владимировна Межуева. Коллеги представили печатные методические разборки, буклеты, листовки, с которыми познакомили всех участников креативной библио-лаборатории. Завершая семинар, заведующая библиотекой №17 Тимченко Светлана Эдуардовна подчеркнула, что библиотека №17 продолжает работать 5 год по комплексной программе семейного чтения: «Библиотека – территория семейного чтения» в соответствии с профильным направлением информационной и досуговой деятельности в помощь семье. Содержание программы включает циклы библиотечных мероприятий по трем направлениям: продвижение традиционных семейных ценностей; пропаганда здорового образа жизни в семье; семейное чтение. Большинство из них приурочено к праздникам и датам семейного календаря. Светлана Эдуардовна поблагодарила участников за интересный опыт деятельности библиотек по теме семейного чтения. Подводя итоги работы, участники единодушно пришли к следующим выводам. Приобщая ребенка к чтению, с помощью различных форм мероприятий, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело: защищаем его душу; питаем ум и сердце; побуждаем к самосознанию; содействуем творческой самореализации личности, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась. Дети и родители должны чувствовать и знать, что их любят и ждут в библиотеке. Обязанность библиотекарей как профессиональных читателей и экспертов детско-юношеской литературы – помочь родителям поддержать их стремление растить читающих детей. Ведь чтение книг вместе с близкими людьми – прекрасное занятие, и оно имеет свое название – семейное чтение. И оно должно быть обязательно «с удовольствием»!