slabovid

Барнаул: из жизни памятников...

city

Барнаул: из жизни памятников...


"Человек имеет память и неотъемлемую ее функцию – забывание. Чтобы выжить, человеку нужно было помнить о самом главном. Так появились памятники. Сначала – наскальные рисунки, потом – могильные камни (без письменных знаков, а позднее – и с ними. В конце концов возникли специальные композиции, посвящения.


У Барнаула есть своя матрица памяти. Есть в ней хорошие и отчетливые фрагменты, есть потертые, но еще подлежащие реставрации, а отдельные составляющие безвозвратно утеряны".


Андреева М.



1. Общая информация памятниках.

Три Ленина и Киров неуверены в завтрашнем дне

В Барнауле 287 памятников. В основном это могилы известных барнаульцев прошлого (Шершеневича, Чеглецова, Верещагина и других) и здания пос тройки минувших веков. Монументальных памятников, т.е. фигур, бюстов, на улицах и площадях Барнаула 34.

Как выяснилось, положение у этого рода памятников самое незавидное и самое запутанное. Все 34 памятника не имеют официального балансодержателя. Три Ленина, Киря Баев, дважды Герой Советского Союза Плотников, Цаплин и Мамонтов, Фролов и Ползунов, Шукшин и Пушкин чувствуют себя неуверенно.

Нам сказали в унитарном муниципальном предприятии "Благоустройство города", что "денег на ремонт памятников нет. В природе не существует". За памятниками присматривают, что называется, на общественных началах.

В 2000 году с федерального баланса на муниципальный "подкинули" четыре памятни ка: мемориал Славы, Сквер па мяти героев революции, памят ник Ленину на пл. Советов и Кире Баеву на пл. Текстильщи ков. Город взял святыни под свое крыло, но до сих пор не представляется возможным подписать акты передачи памятников с баланса на баланс. Памятники просто-напросто не имеют стоимости. Их никто никогда не оценивал.



Голову Ядринцева украли и переплавили.

Охотники за цветметом не видят разницы между алюминиевой ложкой и бронзовым списком Героев Советского Союза на мемориале Славы. Память вандалов не обременена ничем. О сумме, в которую влетело восстановление разоренного фрагмента мемориала, в "Благоустройстве города" отказались даже говорить. Немалая – десятки тысяч. Городской бюджет ее просто не потянул. Мэр собрал бизнесменов, они скинулись, и теперь мемориал охраняется по ночам.

С "Целинника", что стоит в Ленинском районе, трижды снимали доску с посвящением. Вторая была мраморная. Третья – из пластика: Логика воров абсолютно не ясна.

Директор Нагорного парка регулярно находит снятой голову Ядринцева. Подлинной, бронзовой, уже давно нет – сняли и переплавили. Бюст на надгробье теперь сделан из железобетона.

По весне сняли мемориальную доску, посвященную 270-летию Медеплавильного завода. Доска из чистой меди, стоимостью 56 тыс. рублей. Установлена она была на спонсорские деньги "Алтайкровли". Предприятию предложили повторно изготовить знак, но пока "Алтайкровля" молчит, и сомнения фирмы можно понять.



Стойкий Демидовский столп.

Демидовский столп – самый первый памятник в Барнауле. Он посвящен 100-летию горного дела на Алтае. Изящный в своей непритязательности и самый стойкий. Построенный в 1825 году, он устоял против всех напастей.

В 1918 году молодая Советская власть решила разобрать обелиск, перенести его на другое место и сделать из него памятник погибшим за дело революции. Но не вышло. Четырнадцатиметровый столп сооружался вручную 14 лет.

Между гранитными плитами заливали расплавленный свинец. Ни разобрать, ни перенести его не смогли. Тогда попробовали высечь на гранях постамента фамилии погибших, да не смогли – слишком тверд был гранит.

Все же дают знать о себе старые раны. Во времена гражданской войны столп попал в перестрелку, и его гранитный бока выщерблены пулями. Но это тоже – память.



Здесь были Сталин и Киров.

Бесследно исчезли два Кирова – из сквера на пересечении пр-та Ленина и ул. Л. Толстого и из парка Октябрьского района. города. Кстати, аллея вождей могла бы стать одой из достопримеча тельностей Барнаула.

Точно также мы теряем исторический облик города. Площадь Свободы больше никогда не будет Соборной: не по названию, а по духу своему. Там, где должны стоять храмы, строятся современные супермаркеты.

Зато наш город имеет планы восстановить надгробья в Нагорном парке. В 2002 году этому парку исполнилось 230 лет. Барнаульское надгробное кладбище раньше сравнивали с Александро-Невской лаврой в Петербурге. Были там и часовня редкой формы на могиле французского археолога Менье, и памятник в виде раскрытой книги с шаром над ней – у исследователя Алтая Степана Гуляева, и фигуры античных богинь...



САМЫЕ-САМЫЕ

САМЫЙ старый памятник – Демидовский столп. Построен в 1825г. в честь100-летия горного дела на Алтае.
САМЫЙ популярный персонаж для памятников – В.И. Ленин. На одноименном проспекте стоят три памятника вождю мирового пролетариата.
САМЫЙ "Молодой" памятник – памятник А.С. Пушкину открылся на одноименной улице 6 июня 1999г.
САМЫЙ высокий памятник в городе – мемориал Славы, сооруженный в 1971-1975г.г. на площади Победы. Высота обелиска -24 метра.

Всего в Барнауле 367 памятников. Включая и археологические (могильники, например), и исторические (места расстрелов), и памятники искусства (бюсты, памятники, панно). Больше всего у нас памятников архитектуры – 238. Самое, кстати, старое здание, находящееся на территории нынешней спичечной фабрики, – обжигальная сереброплавильного завода – 1785 года постройки. И "Горная аптека" (ул. Ползунова, 42) – там, где сейчас фармацевтическая фабрика.

Из собственно памятников один из самых старых – бюст дважды Героя Советского Союза Павла Плотникова, что на площади Свободы. Его сделали Для Барнаула в Питере в 1953 году.

Между прочим, одно из последних "приобретений" города,- памятник Пушкину работы Михаила Кульгачева, еще не взят под государственную охрану. То есть по документации его как бы и нет.

В Барнауле четыре памятника Владимиру Ильичу – на пл. Советов, на пл. Октября, на горе и возле Дома Союзов. Последний очень старый – установлен аж в 1938 году.

Энциклопедия "Барнаул" содержит свыше 1200 статей о природе, географическом положении, населении, истории, экономике, застройке и архитектуре, культуре Барнаула. Большой блок статей посвящен видным деятелям прошлого и нашим современникам: деятелям горнозаводского периода в истории города, ученым и путешественникам, посетившим город, хозяйственным деятелям советского периода, деятелям общественно-политической жизни, политссыльным, Героям Советского Союза и Героям Социалистического Труда, архитекторам и художникам, литераторам и артистам и др. Энциклопедия включает статьи сквозные ("Население", "Промышленность", "Литературная жизнь" и др.) и посвященные отдельным промышленным, торговым, учебным, административным и прочим учреждениям и объектам.

Большой энциклопедический словарь (БЭС) – универсальное справочное издание, охватывающее все области временного знания. Второе, существенно обновленное издание содержит около 80 000 статей, в том числе приблизительно 20 000 биографий.

Ни одна серьезная работа школьника и студента не может быть написана без ссылки на подобного рода авторитетное издание. Как отличить обелиск от мемориала, что такое монументальная скульптура – ответы на эти и многие другие вопросы Вы найдете здесь. Не забудьте сослаться на источник информации.

Во дворе бывшей школы № 1, что на пересечении проспекта Социалистического и улицы Короленко, стоит наполовину сломанный памятник Сталину. Бывший вождь народов прижимает к себе мальчишку-пионера. А вот фигуры девочки, которая должна быть, уже нет. Правда, ее рука осталась, она держит гроздья винограда. Как рассказали нам рабочие, разбирающие старое здание, памятник нашли в хламе возле школы. Оттащили егоподальше от техники, чтобы не доломать до конца.

— Ну и что, что сейчас Сталина никто не любит. Это наша история, – объясняет свое отношение к вождю народов прораб Николай Александрович. – Так что же, нам теперь все памятники ломать? А куда его денут дальше, я не знаю.

Дальнейшую судьбу памятника определить трудно. Как выяснилось в комитете по образованию, они за это здание уже не отвечают. Те скульптуры, которые стояли при школе, растащили, а вот Иосифа Виссарионовича оставили, но разбили.

Вот мнение по поводу дальнейшей судьбы скульптуры Николая Григорьевича Устенко, председателя городского Совета ветеранов: " В любом случае закапывать или ломать его дальше нельзя. Это наша история. Мы под его знаменем в бой ходили. Если историю закапывать начнем, то и нас скоро закопают".

До последнего времени солидного справочника названий улиц в Барнауле не было. Ученые долго и добросовестно собирали необходимый для книги материал. Приятно, что теперь его посчитали достаточным для такого издания.

В основе книги "Название улиц города Барнаула" – архивные сведения, материалы Главархитектуры города, исторические документы, газетные публикации, разнообразная краеведческая литература. Все это позволило авторам представить названия городских улиц, переулков, площадей как своеобразную научную систему.



Памятники Барнаула, посвященные Великой Отечественной войне

Название памятника Адрес
Дом Героя Советского Союза В. Е. Ул. Никитина, 96
Памятник погибшим в ВОВ П. Черницк
Мемориальный гранитный камень П. Ягодный
Памятник погибшим в ВОВ С. Бельмесево
Памятник погибшим в ВОВ Ул. Центральная, 98
Памятник воинам ВОВ, умершим от ран в госпиталях г. Барнаула Воинское кладбище
(старое городское)
Бюст дважды Героя Советского Союза П. А. Плотникова Пл. Свободы
Мемориальная доска Героя Советского Союза В. Е. Ул. Смирнова, 46
Бюст Героя Советского Союза В. Е. Смирнова Ул. Кулагина, 28
Бюст Героя Советского Союза Ф. Ф. Фомина Ул. Путиловская, 9
Сквер "40 лет Великой Победы" Ул. Георгиева, 32
Памятный знак "Жителям с. Власиха, погибшим в ВОВ" Ул. Первомайская, 46
Памятный знак "Якорь", посвященный участникам морских событий 1941-1945 гг Ул. Балтийская – Попова
Мемориальная доска в честь 87-й кавалерийской, 64-й гвардейской Красносельской Краснознаменной дивизий, защищавших г. Ленинград Ул. Ленинградская, 8-а
Мемориальный комплекс в честь Победы советского народа в ВОВ – скульптурная группа и стела – мемориальная стена с фамилиями барнаульцев, погибших в годы ВОВ – мемориальная плита с фамилиями барнаульцев Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы – памятник лучшему танку времен ВОВ Т-34 (с двигателем барнаульского завода "Трансмаш") Пл. Победы
Памятник воинам-железнодорожникам, работавшим в депо, погибшим в годы ВОВ Вагонное депо ст. Барнаул, ул. Зеленая
Бюст А. Матросову, Герою Советского Союза Пр. Красноармейский, 133 (школа № 42)
Бюст генерала И. В. Панфилова, Героя Советского Союза Пр. Красноармейский, 110 (школа № 69)
Барельеф 3. Космодемьянской, Героя Советского Союза Ул. Деповская, 32
Барельеф Г. И. Новикова, Героя Советского Союза Пл. Победы, 8
Памятный знак в честь А. Матросова, Героя Советского Союза Ул. Матросова, 1
Памятный знак в честь А. В. Петрова, Героя Советского Союза Ул. А. Петрова, 120
Памятный знак в честь Г. Исакова Ул. Г. Исакова, 130
Сквер "Победа" П. Новосиликатный, ул. Новосибирская
Памятный знак маршалу К. Жукову Ул. 50 лет СССР, 51
Памятный знак адмиралу Н. Кузнецову Ул. Балтийская – Шумакова
Памятный знак воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ С. Новомихайловка
Мемориальная доска в честь 87-й кавалерийской дивизии, сформированной в г. Барнауле Ул. Кавалерийская, 15
Мемориальная доска в честь 42-й Краснознаменной бригады, сформированной в г. Барнауле Ул. А. Петрова, 148
Мемориальная доска в честь Н. М. Малахова, Героя Советского Союза Ул. Малахова, 66
Мемориальная доска в честь А. В. Петрова, Героя Советского Союза Ул. Петрова, 148
Мемориальная доска в честь А. Н. Юрина, Героя Советского Союза Ул. Юрина, 202
Памятник воинам, погибшим в войне 1941-1945 гг. С. Гоньба
Памятник воинам, погибшим в войне 1941-1945 гг. П. Березовка
Памятник-камень вдовам погибших участников ВОВ Ул. Профинтерна – пр. Ленина
Мемориальная доска в честь 80-й гвардейской Уманской дивизии Ул. 80-й Гвардейской дивизии, 34
Мемориальная доска в честь 5-й гвардейской Городской дивизии Ул. Г. Титова, 9
Мемориальная доска в честь А. В. Петрова, Героя Советского Союза Ул. А. Петрова, 214
Мемориальная доска генерал-майору Н. Д. Козину, Герою Советского Союза Пр. Ленина, 89
Памятный знак в честь прорыва блокады Ленинграда Ул. Ленинградская, 8
Здание, где размещался госпиталь раненных на фронтах ВОВ 1941-1945 гг. Пр. Калинина, 5-а
Здание, где размещался госпиталь Ул. Горького, 31
Здание, где размещался госпиталь Пр. Ленина, 17
Здание, где размещался госпиталь Ул. Луговая, 19
Здание, где размещался госпиталь Ул. М. Олонская, 21
Здание, где размещался госпиталь Ул. Пушкина, 58
Здание, где размещался госпиталь Ул. Пушкина, 60
Здание, где размещался госпиталь Ул. Крупской, 108
Здание, где размещался госпиталь Бульвар 9 января, 19
Мемориальная доска на здании, где находился штаб 298-й, 80-й, 26-й Уманской ордена Суворова стрелковой дивизии Пр. Ленина, 11
Мемориальная доска на здании, где находился штаб 56-й гвардейской Смоленской Краснознаменной стрелковой дивизии, 74 отдельной добровольческой бригады Пр. Ленина, 11
Мемориальная доска на здании, где находился штаб Краснознаменной стрелковой дивизии, переформированной в 1943 г. в 266-ю Глуховско-Киевскую Краснознаменную ордена Суворова стрелковую дивизию Пр. Ленина, 11
Мемориальная доска на здании, где находился штаб формирования 315-й Мелитопольской ордена Красного Знамени стрелковой дивизии Пр. Ленина, 11
Мемориальная доска на здании, где находился штаб формирования 372-й Новгородской ордена Красного Знамени стрелковой дивизии Пр. Ленина, 11
Мемориальная доска на здании, где формировались 5-я, 80-я, 56-я гвардейские дивизии, 315-я, 372-я стрелковые дивизии, 42-я бригада Пр. Ленина, 11
Мемориальная доска на здании, где находился штаб 5-й гвардейской 107-й стрелковой дивизии Пр. Ленина, 11
Мемориальная доска на доме, где жил И. Т. Гулькин, Герой Советского Союза Ул. Гулькина, 31
Мемориальная доска на доме, где жил Г. М. Гридасов, Герой Советского Союза Пр. Ленина, 29
Мемориальная доска дважды Герою Советского Союза П. А. Плотникову С. Гоньба (школа № 97)



2. Памятники-персоналии
(А.С. Пушкину, В.С. Высоцкому, Н.М. Ядринцеву, В.Н. Баварину).

День смерти Высоцкого пришелся на день рожденья Шукшина. Имена Шукшина и Высоцкого часто звучат в связке. Высоцкий умер через пять c половиной лет после Шукшина, в день рождения Василия Макаровича – 25 июля. В двадцать пятый день его памяти студенты БГПУ и Академии искусств выступили у памятника Высоцкому в Барнауле с музыкально-литературной программой, пригласив на площадку возле университета всех, кому интересен Владимир Высоцкий как поэт, как актер, как личность. У памятника собралось человек семьдесят, но вспомнили о Владимире Семеновиче в этот день многие.

Жаль только, не увидели талантливых ребят из педуниверситета. Максим Микрюков, исполнявший роль Высоцкого, – легко "брал" зрителя за ""фибры душевные", неловко притягивал к себе за лацканы пиджака – и не вырвешься, да и не хочется вырываться. "Фибра" – в переводе с латинского "мышца". Развитости мышц души этого выпускника Академии искусств могут позавидовать люди с жизненным опытом.

Нынешние студенты напомнили о других – давно закончивших этот вуз и теперь известных кто Барнаулу, а кто и стране. Когда-то на студенческих вечерах в барнаульском пединституте читали свои стихи Владимир Башунов, Иван Жданов, Борис Капустин. В своем выступлении ребята вспомнили несколько интересных фактов:

  • Высоцкий снялся в 30 фильмах, в 12 из них исполнял главные роли;
  • Гамлет Высоцкого признан Парижской академией искусств лучшим в XX веке;
  • Высоцким написано более 700 стихотворений, более 600 из них положено на музыку;
  • в январе 1964 года Высоцкий был в Барнауле в составе художественной труппы;
  • город Барнаул трижды упоминается в его стихотворных текстах – "...затеяли интригу летевшие на Ригу, их самолет угнали в Барнаул".
  • И, кстати, в нашем городе три памятника писателям (они же знаковые люди своих эпох и всей России) – Пушкину, Шукшину, Высоцкому.

    14 июня на Булыгинском кладбище, называемом еще в народе воинским, установлен новый памятник генерал-майору Александру Григорьевичу Сорокину. С 1945 по 1957 год он был военным комиссаром Алтайского края.

    Инициаторами переустановки памятника стали ученики школы № 54. С весны этого года ребята этой школы наводили порядок на кладбище: вырубали заросли, чистили, красили оградки (краску, кстати, принесли рядовые барнаульцы, приходившие навестить могилки и попутно узнавшие о благом начинании школьников). Ребята вместе с учителями выполняли работы на кладбище во внеурочное время и только по желанию. Самые старшие энтузиасты ходят в 10-й класс, самые младшие – в 5-й.

    Их внимание привлекла могила, расположенная недалеко от центральных ворот кладбища, в квартале, где похоронены известные люди города и края. Немало лет прошло с момента захоронения, и многие могилы потеряли имена и изрядно заросли. Так и в этом случае: на портрете – военный, на погонах "большие" звезды. Мальчишки определили – как минимум генерал. А кто он? Неизвестно. Табличка с именем-фамилией свинчена. Рядом похоронен известнейший хирург Барнаула и края – Чеглецов. Его родственники, навещающие могилу, и подсказали: рядом – Генерал-майор Сорокин. Ученики и учителя обратились с вопросом в военкомат Центрального района – хорошо бы восстановить добрую память о генерале. Как выяснилось, у Алексея Григорьевича родственников в Барнауле не осталось.

    На предложения ребят откликнулись военные комиссариаты края и Центрального района: отписали письма в Военно-мемориальную компанию (ВМК) с просьбой о новом памятнике генерал-майору. Мраморная плита с фотографией, именем и годами жизни (1901-1957 гг.) была изготовлена ВМК на благотворительных началах (ведь перечисления от государства ВМК получает за памятники ветеранам Великой Отечественной войны, умершим только после 1992 года).

    На церемонии установления нового памятника генерал-майору Сорокину присутствовали военный комиссар Центрального района полковник Сергей Бобринских, начальник 4-го отделения военного комиссариата Центрального района (ВКЦР) майор Евгений Полубояринов, офицер 3-го отделения ВКЦР майор Сергей Филатов. В память о бывшем военном комиссаре Алтайского края был дан воинский салют из автоматов.

    В настоящее время, как сообщил полковник Бобринских, военный комиссариат Центрального района ставит задачу уcтановить утраченные фамилии военных, захороненных на Булыгинском кладбище. Для этого нужна схема захоронений, а она, к сожалению, утеряна. Но есть такая вероятность, что планом кладбища располагают историки-энтузиасты Барнаула. Этот документ с большой благодарностью примет военный комиссар Центрального района полковник Бобринских.




    monument1

    В прошлом году в дни празднования Дня города и 65-летия образования Алтай ского края в Барнауле появился еще один памятник: актеру, поэту, певцу – Владимиру Высоцкому. Его подарили нашему городу скульптор Николай Звонков и предприниматель с такой распространенной на Руси фамилией – Юрий Сидоров.

    Были два современника, два мужика, с которыми он, Николай Звонков, лично знаком и не был, но чувствовал такое родство души, так остро ощущал их боль за родную землю, что, казалось, были они близкими людьми. Их творчество задевало самые сокровенные струнки души. И вдруг эта страшная весть: ушел из жизни Василий Шукшин. И нервной дрожью безысходности пронзили сердце простые и горькие слова В.Высоцкого на смерть своего товарища: "Все, печки-лавочки, Макарыч. Такой твой парень не живет". Многим тогда было непонятно, почему эти два, в общем-то, совсем разных человека – коренной москвич и деревенский паренек из алтайской глубинки, встретившись на Большом Каретном, чувствовали притяжение друг к другу. Что же непонятного, если жили оба с обнаженными нервами, с душой нараспашку...

    Еще не утихла боль потери одного, как вдруг с подножек поездов и с трапов самолетов, прибывающих из Москвы, проник и в наш Барнаул слух: олимпийская Москва хоронит Высоцкого. Нелепой, злой шуткой казалась эта страшная весть, ум и сердце отказывались верить в нее, ведь молчат об этом ТВ; радио, газеты. Нет, это были не слухи, а горькая правда: Высоцкого не стало.

    Чем он, алтайский рабочий парень – заводской гравер,- мог восполнить невосполнимое? Мысли о создании памятника этим двум настоящим мужикам; не побоявшимся идти навстречу ветрам времени, рождались как бы сами собой. По наитию, что ли. Много было бессонных ночей, проб, разочарований и новых озарений, пока тот толчок от скорбного: как же быть? не вылился в памятник писателю-земляку.

    Звонковский Шукшин уже был признан всеми: и родственниками ("Это наш Вася!"), и барнаульцами, и столичными архитекторами и скульпторами, приметой города, любимым местом отдыха жителей окрестных микрорайонов (будто так было всегда). А Высоцкий все еще жил в мыслях скульптора, его эскизах и набросках. О том, что вынашивает в себе Звонков, знали лишь самые близкие люди.

    Чем больше вглядывался Николай Викторович в фотографии и кинокадры, с которых смотрел Высоцкий, чем больше вчитывался в его хлесткие и точные рифмы, емкие фразы, тем ближе и понятнее становился этот жесткий и одновременно такой ранимый русский Гамлет с Таганки, словно за всех нас решающий свой вопрос вопросов – быть или не быть?

    Звонкову было ясно одно: памятнику в Барнауле быть! Почему? Ведь формально к нашему городу Владимир Семенович отношения не имеет. Разве? Да разве мало у нас таких, кто, как Звонков, ощущает с Высоцким свою кровную связь, разве не мы – герои его песен и стихов? Он писал, пел, играл для нас, – значит, должен быть с нами. Примерно так думал Николай Звонков или даже не думал над этим, а просто точно знал – быть памятнику Высоцкому! И искал образ! Так почему все же именно в Барнауле есть нынче памятник В. Высоцкому?

    Потому что есть человек, который не мог его не сделать, не мог не воплотить в реальность мечту многих своих земляков... Эскизы рождались один за другим, но не было заказчика, чтобы образ Высоцкого из глины переселился в металл.

    Поддержка пришла со стороны Юрия Александровича Сидорова. Он – бывший шинник, в период приватизации отпочковавшийся со своим ремонтно-механическим цехом в частное предприятие ООО "ЗИП", – оставил мастерскую скульптора Звонкова на своей территории.

    Сидоров стал практически соавтором его творения. Все материальные затраты он взял на себя. Какая же корысть таком сподвижничестве? Слава Богу, не все еще меряется у нас материальными ценностями. Юрий Александрович, помогая Звонкову, хорошо понимал, что затрат никто не восполнит, просто он, как и Звонков, очень любил Высоцкого. И еще он высоко ценит Звонкова, его художественный дар.

    Наверное, их хорошо бы понял Шукшин, приняв в когорту своих неповторимо-ценных чудиков. Так подумалось мне. Но вряд ли, конечно, об этом думали они – свободный художник и не слишком крутой предприниматель, когда готовили свой бесценный подарок городу, нам, своим современникам, и, верится, нашим потомкам тоже.

    В скверике рядом с главным корпусом педагогического университета на ул. Молодежной в праздничном сентябре торжественно открывали памятник В.С.Высоцкому. Звонков и Сидоров скромно стояли среди других горожан, слушали стихи и песни Высоцкого в исполнении студентов и чувствовали, что между ними много повидавшими в жизни и между этими ребятами, родившимися после смерти Высоцкого, так много общего.

    Один из героев песен Высоцкого задавался вопросом: "... а есть предел там, на краю земли, И можно ли раздвинуть горизонты?"

    Мне кажется, все творчество В.С.Высоцкого и звонковский памятник поэту в нашем городе дали на этот вопрос красноречивый и доказательный ответ.

    Разрабатывать мемориальный комплекс погибшему мэру начали еще в марте 2003г. Однако группа архитекторов, работавшая над проектом, не смогла найти приемлемого образного решения. В июне над памятником начал работать другой архитектор – Виктор Четошников.

    — Я понимал, что передо мной стоит сложная задача, – рассказывает Виктор Дмитриевич. – С одной стороны, существует определенная традиция создания надгробий. С другой стороны, Владимир Николаевич был человеком неординарным, личностью регионального масштаба, который большую часть своей жизни посвятил Барнаулу. В последнее время благодаря его деятельности наш город преобразился. Это основное наследство, которое он оставил нам. И это надо было как-то отразить. Так родилась мысль о присутствии образа Барнаула на мемориале. Предполагается, что это должен быть вид с нагорной части на проспект Красноармейский. Я думаю, что именно эта панорама будет использована как наиболее узнаваемая.

    Мемориальный комплекс Баварину, по замыслу архитекторов, будет состоять из двух частей: стены с панорамой города и бюста Баварина (его высота – 2,80 м). Те, кто был на Черницком кладбище, знают, что там находятся три могилы семьи Бавариных. Там похоронены сам Владимир Николаевич, его мать и сестра. Мемориальная стена будет охватывать существующие захоронения. Ее длина – около шести метров, наивысшая точка – 2,10 метра.

    Выполнена она будет из черного гранита, на котором насечкой нанесут силуэт города. Гранит в естественном, природном состоянии имеет серо-зеленый цвет, при полировке он становится черным. Когда же его вскрывают на 2 – 3 миллиметра, поверхность меняет цвет. Так на граните появляется рисунок.

    Сейчас в камнерезном цехе "22-го региона" делают бетонное основание на надгробные плиты и мемориальную стену. Ориентировочно планировалась готовность мемориала к годовщине смерти Владимира Баварина – 22 февраля 2004 года. Бюст будет установлен позже. Пока неясно, и кто будет делать бюст. Скорее всего, это будет не барнаульский скульптор, а питерский.

    Кстати, первоначально бюст хотели делать из бронзы, но сейчас от этой идеи отказались, решив, что камень долговечнее. Поэтому бюст сделают из красного гранита. Хотя бронза на памятнике все же останется, но это будут уже мелкие детали (герб города, тексты).

    Николай Михайлович Ядринцев в 1894 году прожил в Барнауле всего несколько дней. 7 июня, будучи в состоянии аффекта, он покончил жизнь самоубийством – принял яд в доме купца Сулина. Самоубийц на общих православных кладбищах хоронить не принято, но для него сделали исключение. За Ядринцевым стояла слава одного из сибирских сепаратистов – приговоренный к ссылке, он был отправлен не поглубже в Сибирь, а на северо-запад страны. Впервые в истории царской России ссылали не в Сибирь, а из Сибири. Кроме того, имели огромный успех его книги "Сибирь как колония" и "Сибирские инородцы". Ядринцев для сибирского мыслящего слоя всегда стоял рядом с Г. Н. Потаниным. И в память о добрых делах Ядринцева почитатели его таланта в 1904 году поставили на его могиле (Нагорное кладбище) памятник на гранитном пьедестале с надписью "Сибиряки – писателю-публицисту". Бюст из бронзы для памятника был отлит по модели скульптора Сибирякова, а стелу и сам саркофаг проектировал архитектор Шулев.

    В первозданном виде памятник Николаю Михайловичу простоял до 1936 года. В те времена молодая индустрия испытывала уважение к цветному металлу не меньшее, чем теперь ночные приватизаторы меди и алюминия. Бронзовый бюст Ядринцева исчез, казалось, бесследно. Но году в 1980 мне довелось беседовать с художником-бутафором С. Ф. Черепенниковым. Это он "воскресил" из небытия скульптурный портрет публициста. Сергей Федорович показал мне снимок первоначального памятника – левое ухо Ядринцева было обведено чернилами, а на мой вопрос: "Для чего отметина такая?" – художник ответил: "Это все, что удалось мне найти, – от бюста уцелело только ухо. Оно валялось под верстаком в гараже зелентреста. Вся бронза пошла на вкладыши к подшипникам"!

    Затея по воссозданию памятника была спущена сверху, из крайкома КПСС. Там кто-то прочитал о том, что Владимир Ильич был очень высокого мнения о трудах сибиряка-сепаратиста. Получилось, не чтят в Барнауле любимого вождем публициста. Надо дело поправлять! Поправили. Но Ядринцева в 1956 году отлили только из алюминия. Подкрасили – получилась "бронза". Вскорости после 100-летия со дня смерти Ядринцева бюст его исчез с пьедестала второй раз. Не владея навыками металлознания, воры цветмета приняли алюминий за бронзу и выкорчевали голову из плеч.

    ... Близился какой-то юбилей города, а Ядринцев обезглавлен. Нехорошо, решили в администрации и заказали ему третью голову. Бетонный бюст выполнила художница Людмила Рублева. Попросили сделать из бетона, чтобы воры не позарились. Но, на беду, знаменитому сибиряку голову опять покрасили под бронзу. ...Третью голову Н. М. Ядринцева охотники за бронзой отвинтили в июле 2004 года. Ох, отсохнут руки у демонтажников, отсохнут. Но это их беда. А вот беда городская – из чего теперь лепить бюст публициста, чтоб не потянулась вновь к нему рука воровская? А может, бюст просто заминировать?

    Как известно, накануне нынешнего дня рождения А. С. Пушкина постановлением главы администрации Барнаула Владимира Баварина была учреждена Пушкинская премия в области поэзии. Конкурс позади. Победителей приветствовали и награждали у памятника великому русскому поэту вечером в день его рождения.

    Согласитесь, Александр Сергеевич, отлитый в бронзе скульптором Михаилом Кульгачевым, стоит не просто на фоне тополей, а на фоне города. При этом народ у постамента находится не просто в сквере, у сквера, а именно на фоне Пушкина – не только бронзового, а на фоне необъятного пушкинского наследия...

    Церемонию награждения провел заместитель главы администрации Барнаула Николай Черепанов. Свою краткую и проникновенную речь о значении Пушкина для русской и мировой культуры он завершил представлением собравшимся первых лауреатов Пушкинской премии и вручением им дипломов "За значительный вклад в поэтическое искусство города" (денежное вознаграждение в размере 50 минимальных заработных плат). Премии были удостоены Елена Безрукова (поэтесса из литературной студии при Алтайской краевой писательской организации, адвокат по профессии) и Екатерина Рубцова (юная поэтесса, ученица восьмого класса гимназии № 123). В их творческой биографии – призовые места в различных поэтических конкурсах и публикации в краевой периодике.

    Ответные речи взволнованные лауреаты продолжили чтением своих стихов, а затем Николай Черепанов и представители городской администрации возложили цветы к памятнику Пушкина – от всех барнаульцев.

    Далее в концертной программе приняли участие: духовой оркестр под управлением Е. Клименко, русский камерный оркестр под управлением А.Кузнецова, ансамбль скрипачей музыкальной школы № 2, класс-театр школы № 69, театр танца "Иван да Марья',' вокально-эстрадная студия "Фа-соль',' солист студии "Акцент" Арсений Бородин, школа моды "Татьяны милой идеал'' театр эстрадного танца "Хорошки" ансамбль бального танца "Лариса'', молодые барнаульские поэты.

    Поздравим друг друга с рождением в Барнауле новой культурной традиции!

     


    3. Мемориалы, памятники группе лиц.

    Мемориальный комплекс состоит из трех основных архитектурных сооружении. Первое – скульптурная группа "Прощание" и стела на гранитном постаменте. Высота стелы достигает 24 метров, резана она на колыванском заводе из гранита. Скульптура несколько ниже стелы, сделана из бронзы в 1970 году в Мытищах на заводе художественного литья. Скульптурная группа "Прощание" изображает знакомую сцену военных лет: мать, провожающую на фронт сына. Рядом на гранитном постаменте – стела, представляющая штык, выполненный из бронзы с изображением рельефов "Сибиряки и фронт"', "Сибиряки и тыл". Основная мысль этой композиции -единение фронта и тыла.

    Второй тематический центр был открыт 9 мая 1975 года. Это площадь, по обеим сторонам которой поставлены урны с землей, где приходилось воевать жителям Алтая: земля Тулы, Одессы, Сталинграда, Бреста и т. д.

    Завершает мемориал Славы бетонный редут в виде разорванного с двух сторон кольца. Это сооружение символизирует Сталинградскую битву, которая стала переломным моментом в войне. С правой стороны приведены слова известного поэта Роберта Рождественского: "Вспомним всех поименно". В пространстве редута находится 14 тысяч табличек с именами тех, кто погиб на войне. Здесь же есть геральдические барельефы из кованой меди, посвященные восьми родам войск, возле каждого горит Вечный огонь.

    Cозданная Территория, на которой сейчас находится мемориальный памятник, выбрана не случайно. В годы войны на месте площади Победы и мемориала была привокзальная площадь, 60 лет назад здесь находился деревянный клуб железнодорожников, вокруг которого был парк. Тысячи наших земляков ушли с этой площади, и не зря память о них навсегда связана с этим местом."На фронт я отправился, когда мне было 16 лет и два месяца, – вспоминает Василий Павлович Лукьянченко, ветеран ВОВ. – На привокзальной площади нас построили, 70 человек ребятишек. Я, поскольку был высокий, стоял четвертым в ряду, возможно, поэтому меня и взяли на войну. Многие мои ровесники отправились в этот день домой. Помню интересный случай: был тогда со мной в строю четырнадцатилетний мальчишка Степан Пирогов, его старшина на фронт брать отказался. А когда мы на поезд до Новосибирска садились, оказалось, что Пирогов в поезде спрятался и вместе с нами на фронт поехал. Уже после он погиб в одном из тяжелейших боев с немцами".

    После прихода с войны Василий Павлович Лукьянченко вернулся на завод "Трансмаш", где раньше работал. В начале семидесятых он был начальником 75-го цеха. Вместе с художником Владимиром Добровольским участвовал в строительстве мемориала Славы. "Это была огромная работа, для аллеи Памяти я изготавливал из латуни рамки и буквы, которые потом стали фамилиями погибших земляков. Помню, Владимир Добровольский делал геральдические барельефы, посвященные восьми родам войск. Сначала он лепил их из глины, потом делал из бетона, после из латуни и в конце осветлял латунь кислотой, чтобы они блестели и имели более красивый вид. Строительство мемориала Славы планировалось закончить к 30-летию Победы, однако к этой дате завершить все работы мы не успевали. Нужно было осветлить кислотой огромную стелу из латуни, все упиралось в деньги, 1200 рублей. Тогда я предложил сделать эту работу за премию в 100 рублей, собрал в выходные знакомых работников завода, поставил две ванны с кислотой и одну с простой водой. За два дня мы отмыли и отчистили стелу так, что она стала похожа на икону. Уже в понедельник стелу установили на мемориал. А через несколько дней прошло торжественное открытие памятника".

    В 1995 году на празднование 50-летия Победы администрация города решила сделать подарок всем ветеранам, так в композиции мемориала Славы появилось еще одно сооружение, где перечислены имена жителей Алтая – полных кавалеров ордена Славы и Героев Советского Союза. Композицию этого памятника создавали художник-монументалист Владимир Добровольский и известные барнаульские архитекторы Александр Деринг и Сергей Тисленко.

    По словам Александра Деринга, 10 лет назад звонок из краевого комитета по архитектуре стал для него приятной неожиданностью. Власти предложили поработать над созданием некоего дополнения к мемориалу Славы. Оказалось, что работу нужно было сделать в рекордно короткие сроки, построить памятник предстояло за месяц. Дополнением к мемориалу Славы стало сооружение средней высоты, изготовленное из трех блоков, с использованием мрамора, гранита и деталей из цветного металла. Строительство такого объекта, тем более не в самое благополучное время года (на дворе стоял март), требовало максимальной организованности и профессионализма. Буквально за несколько дней до 9 мая памятник был закончен. По оценкам создателей, напряженное и спешное строительство на качество сооружения никак не повлияло.

    Удачным, по словам Александра Деринга, является расположение нового объекта – памятник, посвященный 50-летию Победы, "обосновался" в парковой зоне мемориала. Там он хорошо смотрится и не нарушает общей композиции мемориала Славы.

    По мнению профессионалов, по уникальности, красоте и качеству исполнения наш мемориал – один из лучших в России. Действительно, до недавнего времени памятник на площади Победы имел федеральный статус, то есть фактически входил в список лучших памятников России. Однако 5 мая 1997 года постановлением президента мемориал Славы Алтайского края вычеркнут из списка памятных объектов федерального значения и передан на баланс города. Почему "нужды" нашего памятника правительство не захотело больше финансировать, остается загадкой. Теперь о главном месте памяти заботится дорожно-эксплутационное управление Железнодорожного района.

    "Благодарность" потомков

    То, что у нас воруют провода, изготовленные из цветного металла, уже не новость. Такие события не только не удивляют, но порой и вообще не вызывают эмоций. Теперь очередь быть "цветметом" дошла и до наших памятников. Сотрудники УВД города говорят, что проблема мемориала Славы в том, что он находится на вокзале, а это, как известно, не самое спокойное место в городе.

    В 2003 году на памятнике, посвященном 50-летию Победы, были украдены 90 бронзовых табличек с именами погибших. Сейчас власти полностью восстановили недостающие имена, правда, теперь уже из пластика.

    Совсем недавно с мемориалом Славы произошел еще один подобный случай. В ночь с 29 на 30 марта были украдены два верхних обрамления у литого венка. Пеший патруль милиции, который в три часа ночи заметил отсутствие этих деталей на мемориале, сразу же сообщил о происшествии дежурному. Уже на следующее утро была известна информация о преступниках, а также о пункте приема цветных металлов, куда были сданы части венка. По горячим следам преступники были задержаны, оказалось, что два участника преступления обокрали мемориал Славы из-за нехватки денег на спиртное.

    В результате литой венок памятника восстановлению не подлежит. Городскими властями был разработан и принят новый проект венка на мемориале Славы, опять-таки не из цветного металла. Все работы по восстановлению памятника будут закончены к 9 мая. Сейчас мемориал Славы охраняется милицией особенно тщательно, за памятником ежечасно наблюдает пеший патруль УВД города, охрана мемориала – его непосредственная задача. В усиленном режиме работает и патрульно-постовая служба. Таким образом, главное место памяти Великой Отечественной войны пытаются сохранить "целым и невредимым" хотя бы до празднования Дня Победы.

    Там, где сейчас находится мемориал Славы, в начале 70-х стояло неказистое двухэтажное деревянное здание, клуб железнодорожников, к которому вплотную примыкал привокзальный сквер. На этом месте по предложению председателя горисполкома и было решено построить памятник барнаульцам, сложившим на войне свою голову. На дворе была середина 70-х, и что бы там сейчас ни говорили о Брежневе, но именно Леонид Ильич стал инициатором возвращения памяти поколению, ставшему забывать, благодаря кому оно существует на свете.

    Фигура прощающегося с матерью уходящего на фронт солдата была установлена перед клубом железнодорожников, в 1970 году, однако для реализации замысла Мельникова нужно было снести не только клуб, но и сквер, хозяевами которых были железнодорожники. Анатолий Мельников хорошо знал, что это за народ – работящий, дисциплинированный и с очень высоким чувством собственного достоинства, так что говорить с ним нужно было на "вы". Он собрал в горисполкоме весь цвет "железной дороги" – машинистов, инженеров, партийных и профсоюзных работников, управленцев – и почти два часа выступал перед ними, рассказывая им о том, что только эта площадка, там, где сейчас их сквер и клуб, подходит для строительства мемориала. И железнодорожники поняли его. Они дали ему свое "добро" на снос. В одну ночь привокзальный сквер был под корень вырезан, раскряжеван и вывезен, а клуб раскатали по бревнышку.

    Надо сказать, что схема художественно-монументального оформления города уже существовала и частично была воплощена в жизнь – на улицах появились памятники и бюсты многих видных деятелей – Геблера, Мамонтова и др. К 1975 году из руин было поднято Булыгинское кладбище, его нынешний мемориальный комплекс – следствие большой работы Центрального райисполкома и его председателя, ныне покойного Александра Кочетова, а также Центрального райвоенкомата.

    Ежегодно Анатолий Мельников ездил в город Иваново на могилу своего брата, умершего от ран в госпитале, и видел, как и в каком состоянии она поддерживается. Поэтому для себя вопрос о памятнике всем погибшим барнаульцам он решил задолго до начала его строительства. Это, кстати был его ответ горожанам, которые на различных встречах сне раз высказывали предложения об увековечении подвига земляков в Великой Отечественной войне. Но Мельников пошел дальше – он предложил назвать всех погибших героев поименно.

    Для реализации этой идеи наилучшим образом подходил проект в виде раскрытого кургана, такие курганы славяне издревле насыпали над захоронениями своих воинов.

    Началась большая кропотливая работа по сбору архивных данных о тех, кто ушел на фронт из Барнаула и не вернулся. Обратились за помощью к прессе. Районные комиссариаты составляли списки погибших, в учреждениях и организациях были созданы специальные комиссии, которые не на раз и не два сверяли факты, фамилии, имена, отчества, и уже к концу 1974 года появились данные о тех, кто ушел на фронт из Барнаула и не вернулся. Предстояло увековечить память более 14 тысяч человек. Созданную при горисполкоме группу инженеров и проектировщиков возглавили Анатолий Мельников и его заместитель Леонид Леднев. В группу вошли архитектор А. Михайлов из института "Алтайгражданпроект", скульпторы В. Добровольский и П. Миронов.

    Проектов мемориала было несколько. По одному из них он должен был быть в форме блиндажа, по другому – в виде стелы, но сошлись все-таки на третьем варианте, на том, что существует ныне, – раскрытом кургане с усеченной вершиной, двумя входами-выходами, на стенках кургана (братской могилы) по алфавиту фамилии и инициалы погибших барнаульцев. Был изготовлен специальный деревянный макет в натуральную величину, который двигали то в одну, то в другую сторону, пока не нашли единственно верную точку пространственного месторасположения, и тогда Мельников сказал: "Стоп". Вбили первый колышек. Было это в начале февраля 1975-го, а 9 мая 1975-го в 6.00 строительство мемориала Славы было завершено.

    Всего за три месяца был проведен огромный объем земляных и бетонных работ. Сейчас в это трудно поверить, но это так – одно из самых лучших, по оценке экспертов, сооружений подобного типа в СССР, удостоенное серебряной медали ВДНХ, построено в такие немыслимо короткие сроки. Почему? Ответ прост: в строительстве мемориала принимал участие весь город: инженеры и лучшие строительные бригады, коллективы промышленных предприятий и студенты вузов, учащиеся ПТУ, директора заводов и фабрик. Был составлен почасовой график проведения работ и поставки материалов, и когда на строящемся мемориале появился помощник Брежнева, прибывший в Барнаул для знакомства с городом, он спросил у Мельникова: "Когда вы построите мемориал?". Тот ответил ему: "9 мая мы его откроем". Помощник не поверил, тогда Мельников сказал, что позвонит ему. И позвонил. 9 мая 1975 года.

    Мемориал строил весь город, но непосредственно строительные работы вел трест "Стройгаз", а общее руководство стройкой осуществлял главный инженер СУ треста "Стройгаз" Глебов. Работа на мемориале кипела круглосуточно, все 24 часа, без выходных. Большую и ответственную часть предстояло выполнить аппаратурно-механическому заводу и его директору Ивану Седову – заводчанам было поручено отлить из металла несколько десятков тысяч букв. Потом из этих букв учащиеся ГПТУ-12 (директор Омельченко) соберут фамилии, прикрепив каждую букву к направляющей пластинке винтами.

    Oдновременно создавался парковый ансамбль мемориала – прокладывались дорожки, высаживались деревья, благоустраивалась территория. Агроном Мария Дмитриевна Некрасова, ныне покойная, в свое время работала озеленителем города Сочи, Анатолий Мельников пригласил ее в Барнаул, и она приехала. Из Сочи в Барнаул! Это ей обязан наш город первыми цветниками и клумбами, скверами и аллеями. Озеленение мемориала – тоже вклад Марии Некрасовой.

    Потом Москва признает архитектурный проект мемориала одним из лучших, и Мельников вместе со скульпторами Михайловым, Добровольским и Мироновым будут награждены медалями, дипломами и денежными премиями. Потом это место станет главным для всех женихов и невест, ставших молодоженами, – из Дворца бракосочетания они едут сначала к мемориалу, – потом на новый мост через Обь.

    Архитектурно-скульптурные ансамбли играют важную роль в городской среде, выполняя мемориальную, идеологическую и общественно-воспитательную, а также эстетическую и градообразующую функции.Мемориальный комплекс, посвященный событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., был ведущим жанром монументального искусства 1960-1970-х г.г. Мемориалы Барнаула и других городов Сибири создавались в рамках единой общегосударственной политики, утверждение проектов и их реализация курировалась Министерством культуры РСФСР.

    Анализ наиболее значительных мемориалов Барнаула, Омска, Томска, Новосибирска позволяет выявить основные тенденции развития жанра мемориала в сибирских городах, а также определить общие и характерные особенности мемориала Славы в Барнауле.

    Для мемориалов характерно сюжетно-повествовательное раскрытие темы (через последовательность зрительных образов, рассказывающих о военных событиях), а также создание пластических форм символического и аллегорического характера (центральные скульптурные композиции).

    Применяется "программирование" движения человека в мемориальном пространстве, связанное с последовательным раскрытием идеи (Омск, Томск, Барнаул), а также намечаются тенденции увеличения степени свободы движения зрителя (Новосибирск). Градостроительное значение мемориалов во многом определяется их расположением в пространстве города: характерно формирование мемориальных площадей, где проводятся митинги и различные церемонии (Барнаул, Новосибирск), замыкание перспектив улиц (Барнаул, Томск), расположение мемориалов в пространстве скверов и парков (Барнаул, Омск, Томск, Новосибирск), а также концептуальная связь пространственного решения мемориалов с особенностями ландшафта (Томск).

    В Барнауле самым значительным мемориалом героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., решенным на основе синтеза пространственных искусств, является мемориал Славы, созданный творческой группой архитекторов, скульпторов, художников (В.Ф. Налимов, В.Э. Остен-Сакен, П.Л. Миронов, К.Г. Чумичев, В.Ф. Добровольский).

    Центральная часть мемориала включает скульптурную группу и стелу, которые установлены на гранитном стилобате размером 15x14 м. Скульптурная группа "Прощание" создана скульптором П.Л. Мироновым, выполнена в бронзе и установлена на низком постаменте в правом ближнем углу стилобата. Выбор темы композиции обусловлен реальными событиями: на этом месте происходило прощание с родными, вручение оружия воинскому подразделению перед погрузкой в эшелоны и отправкой на фронт.

    Активным элементом в организации пространственного решения мемориала является вертикальный объем стелы. Расположенная в левом дальнем углу стилобата, 24-метровая стела (художник В.Ф. Добровольский), с боков облицованная медными блоками, по форме напоминает поднятый вверх штык с флагом. Двусторонний многофигурный рельеф стелы передает сцены и символические картины военных лет.

    Рельефы одной стороны стелы посвящены теме "Сибиряки и фронт", которая раскрывается в следующих сюжетах:

  • клятва воинов на оружии;
  • проводы уходящих воинов на фронт;
  • призыв комиссара в бой;
  • победа.
  • Сюжетная канва другого рельефа "Сибиряки и тыл" развивается также ярусно:

  • Родина-мать зовет;
  • труд в сельском хозяйстве;
  • труд в промышленности;
  • встреча воинов;
  • Победа!
  • Оба рельефа имеют сюжетное развитие снизу вверх, начинаются цифрами "1941" и венчаются цифрами "1945" .

    К 30-летию Победы мемориал получил пространственное развитие вглубь – смысловым и композиционным завершением мемориального комплекса стал пантеон, имеющий форму рассеченного круга. За скульптурной группой была сооружена площадка, усыпанная крошкой красного кирпича (символом крови), по периметру которой симметрично расположены два ряда плит (кубы с именами городов-героев), направляющих движение зрителя к пантеону. Внутри него установлены щиты с рельефными изображениями воинских атрибутов; в нишах пантеона – восемь чаш с вечным огнем, а на щитах – имена павших в боях за Родину воинов.

    Стены пантеона высотой четыре метра выполнены из бетона, облицованы мраморной крошкой и белым цементом, входы ограничены пропилеями из полированного гранита, на которых начертаны строки "Реквиема" Р. Рождественского. Наружная часть стен присыпана земляными валами, что придает пантеону сходство с курганами, которые в древности насыпали над могильными холмами павших воинов. В 1995 г. слева от центральной скульптурной группы был установлен монументальный памятный знак павшим в годы войны кавалерам ордена Славы и Героям Советского Союза (художник В.Ф. Добровольский, архитекторы А.Ф. Деринг, С.И. Тисленко). Мемориал приобрел не только продольно-симметричное построение, но и развитие по горизонтали.

    Все стадии сооружения мемориала производились под непосредственным контролем художественно-экспертного Совета по монументальной скульптуре Министерства культуры РСФСР, проектирование и инженерное решение пантеона осуществлялось в управлении главного архитектора города. Проектирование центральной части мемориала было завершено в 1966 г., промежуточные модели памятника утверждены в 1969 г. Рабочие модели сооружены и выполнены к 1970 г. Открытие первой очереди мемориала состоялось в 1971 г. (центральная скульптурная группа), второй очереди в 1975 г. (пантеон) [3], третьей – в 1995 г. (памятный знак героям Советского Союза и кавалерам ордена Славы).

    Отливка скульптурной группы в бронзе производилась на Мытищинском заводе художественного литья, скульптурного рельефа – на скульптурно-производственном комбинате Московского отделения художественного фонда РСФСР, производство гранитных блоков – на Колыванском камнерезном заводе; общестроительные работы осуществлялись трестом "Стройгаз". Композиция мемориала определяется системой взаимосвязанных пространств и пластических объемов: открытое пространство площади перед скульптурой создает возможность переключения на особую атмосферу мемориала; центральная часть ансамбля является вертикальной (стела) и смысловой (скульптурная группа) кульминацией всей композиции; плиты с именами городов-героев очерчивают путь зрителя; пантеон – самое закрытое пространство, что определено его мемориальным характером. Кулисами, отгораживающими пространство мемориала от городской суеты, являются зеленые насаждения.

    Для мемориального ансамбля в Барнауле характерно наличие развитого внутреннего и внешнего пространств, неразрывно связанных с пространством города; программирование непрерывного графика движения во внутреннем пространстве и последовательное раскрытие пластической темы монумента; господство монументальной архитектурной формы, образующей максимальную пространственную сферу восприятия; символичность и обобщенность, рассчитанные на восприятие издали; подчиненность скульптурного рельефа крупной архитектурной форме.

    Мемориал выполняет важную градостроительную роль: установленный вблизи привокзальной площади, ориентированный главным фасадом на юго-восток (на проспект Строителей), мемориал расположен в точке пересечения осей проспекта Социалистического и проспекта Красноармейского таким образом, что вертикаль стелы замыкает перспективу этих улиц. Мемориал и пространство перед ним включено в общественную жизнь города: перед мемориалом Славы проходят демонстрации, митинги, народные гуляния, салюты, различные церемонии (возложение цветов и др.).

    Мемориал Славы в Барнауле является ансамблем, формирующим культурное пространство города. В его выразительных скульптурных и архитектурных формах отражена история страны, города, его жителей. В камне и бронзе запечатлена "вечная тема", решенная обобщенно-символически (Родина-мать провожает на фронт своих сыновей), и тема личная, близкая и тем, кто пережил войну, и тем, кто родился позже.

    Мемориалы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, выполняют важную роль в воспитании патриотизма и обеспечении культурной памяти российского государства.

    Парк "Юбилейный" барнаульцы раньше называли "Пороховым", потому что во время войны там располагались пороховые склады. Если про то, что на ВДНХ было кладбище, знают практически все горожане, то про эти пороховые склады и захоронения японских военнопленных на территории "Юбилейного" помнят немногие.

    "Юбилейным" парк стал называться в честь памятной даты -100-летия со дня рождения В.И. Ленина, хотя точной информации об этом нет. В 1970 году также праздновалось 25-летие Победы, так что, возможно, и эта дата послужила поводом для названия парка.

    На месте бывшего кладбища пленных японцев (территория больницы "Стройгаз") установлен памятный камень. Неподалеку маленький памятник японским военнопленным, погибшим на Алтае. Когда японцам разрешили посещать места захоронения их родственников в России, на Алтай приехала японская делегация. Именно после этого визита, в 1996 году, появились памятник и памятный камень. Тогда проводились поиски останков, захороненных в Барнауле. Они закончились тем, что были установлены могилы 81 японца. Их останки были кремированы и отправлены в Страну восходящего солнца.

    В составе японской делегации был председатель Всеяпонской ассоциации бывших военнопленных Сайто Ракуре. Здесь он познакомился с барнаульским предпринимателем Александром Кудашовым, мать которого в военные годы работала фельдшером и спасла жизнь одному из пленных. Александр пообещал японскому гостю построить мемориал памяти японских военнопленных.

    31 мая 1993 года памятник торжественно открыли. Сметная стоимость на момент окончания строительства составила 87 млн. рублей (стоит отметить, что дело происходило до деноминации).

    Авторами эскизов и макета памятника стали художник Виталий Полукаров и скульптор Николай Звонков (автор знаменитого памятника Василию Шукшину).

    Памятник военнопленным -три стелы, схваченные кольцом, означающие людей, рвущихся из неволи. Будда у подножия мемориала охраняет покой умерших, а скорбные колокола напоминают живым о прошлом.

    Но, к сожалению, не все элементы этого мемориала дожили до наших дней. Их украли, потому что они были из бронзы, а бронза дороже памяти.

    В Алтайском крае нашли вечный покой 2563 пленных японца, 256 из них захоронены на границе парка.

    26 августа 2005 года отпраздновал свой 30-летний юбилей мемориал Славы на площади Победы. На торжественной церемонии присутствовали представители власти, ветераны войны, школьники и, конечно же, те, кто стоял у истоков создания комплекса.Памятник этот рождался на одном дыхании, – отметил в своем выступлении мэр Барнаула Владимир Колганов, который 30 лет назад тоже принимал участие в строительстве. – Было много предложений – сделать его в виде стелы и в виде блиндажа. А родился он в виде разобранного кургана, в центре которого фамилии всех барнаульцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, и каждый может прийти и вспомнить своего деда, прадеда, увидеть его фамилию". Впоследствии комплекс стал лауреатом Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства, получил серебряную медаль. Создание мемориала стало в буквальном смысле слова всенародным делом. Идея его основания принадлежала тогдашнему председателю горисполкома Анатолию Мельникову. Участие приняли десятки строительных организаций и промышленных предприятий и сотни простых барнаульцев. Процесс набора имен из отдельных букв был очень трудоемким, поскольку проводился вручную. А ведь это ни много ни мало – 14,5 тысячи фамилий. К делу решили привлечь учащихся профессионального училища № 12. Это был очень символичный шаг – ведь именно двенадцатое училище эвакуировали в Барнаул во время войны. Ребят увозили на Алтай из осажденного Сталинграда на баржах под бомбежками. Лишь половине из них удалось добраться до места назначения. И вот теперь, в 70-е годы, новое поколение воспитанников училища получило возможность поучаствовать в увековечении памяти о солдатах той далекой войны, которая опалила их предшественников.

    Чтобы уложиться в сроки, ребята работали, не считаясь с личным временем. Большую помощь оказали учащиеся кружков технического творчества, которые помогли найти способ автоматической закатки букв на фрезерных станках. Но на этом участие горожан в создании мемориальных досок не закончилось. В училище ежедневно обращались родственники погибших с просьбой позволить им лично выложить имя отца, мужа, дедушки на плите. В просьбах не отказывали, и вскоре выстроились большие очереди горожан, желающих внести свой вклад в строительство. Спустя 30 лет Анатолий Мельников еще раз поблагодарил всех барнаульцев, которые принимали участие в создании комплекса.

    Заключительным штрихом к созданию комплекса стало основание в 1976 году Поста № 1, который был призван подчеркнуть связь поколений, сохранить память об участниках минувшей войны. Право первыми заступить на вахту предоставили тогда ученикам школы № 78. Дежурство школьников перед мемориалом не прекращалось ни на один год. И сегодня, спустя почти три десятка лет, подтверждая верность традициям, на пост вновь заступили бывшие, теперь уже взрослые, ученики 78-й школы, вместе с ними – школьники нового поколения.

    Обелиск на Демидовской площади в Барнауле был заложен 18 июня 1825 года и возводился до 1839 года под непосредственным руководством Я.Н. Попова. Сто лет назад в Петербурге в типографии морского ведомства была издана книга "Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц".

    Составителем ее стал морской офицер в отставке коллежский секретарь А.Я. Долгов. Работая над книгой, он рассылал в различные города России просьбы "дать сведения о наружном виде, по чьему проекту поставлен, из какого материала, из коих сумм и во что обошлась постройка, есть ли украшения и надписи и прислать рисунок вида памятника". Сохранился ответ барнаульского городничего на запрос Долгова: "Существующий в г. Барнауле памятник столетию завода начат в 1825 и окончен постройкою в 1839 году за счет экономии заводских сумм в 5359 руб. ассигнациями. Сооружен он из светло-серого гранита, найденного и добываемого в округе Колывано-Воскресенских заводов с надписями на двух бронзовых досках, отлитых в Сузунском заводе:

  • первая – "Столетию Колывано-Воскресенских заводов, совершившемуся в 1825 году";
  • вторая – "Основаны в 1725 году Демидовым, вступили в собственность императрицы Елизаветы в 1745 году". Эти сведения вошли в книгу А.Я. Долгова.
  • Позднее по аналогии с уральскими обелисками на постаменте был укреплен овальный барельеф с профилем А.Н. Демидова, по овалу вокруг портрета шла надпись: "Действительный статский советник Акинфий Никифорович Демидов". Барельеф отлит на Гурьевском заводе в 1840-х годах (сейчас он хранится в Алтайском краевом краеведческом музее).

    В первой половине XIX века подобные памятники (обелиск-луч) были воздвигнуты в нескольких городах России, например в Херсоне, в честь англичанина Д. Говарда, в Нижнем Новгороде в память о Минине и Пожарском. У этих обелисков есть общий прообраз – памятник в честь Румянцевских побед, установленный в конце XVIII века в Петербурге на берегу реки Невы недалеко от Академии художеств.

    Письмо городничего Барнаула хранится в фонде рукописей Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге.



    ЛИТЕРАТУРА

    • Андреева М. Каменные гости: В нашем городе 34 монументальных памятника, а могло быть и больше // Купи-продай. – 2002. – 28 июня. – С. 37.
    • Барабаш А. Несколько фактов из жизни памятников // Веч. Барнаул. – 2001. – 18 апр.
    • Барнаул: Энциклопедия. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. -408с.: ил., цв. вкл.
    • Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., переработ. и доп.- М: Большая Рос. энциклопедия, 1998.
    • Марков В. Возле школы нашли памятник Сталину // Комс. правда. – 2003. – 3 июля. – С. 20.
    • Название улиц города Барнаула: Историко-лингвистическое описание / Отв. ред. Л.М. Дмитриева.- Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2003.- 632с.: ил.
    • Памятники Барнаула, посвященные Великой Отечественной войне // Купи-продай. – 2005. – 5 мая. – С. 6.
    • Вигандт Л. Высоцкий пел о Барнауле // Веч. Барнаул. – 2005. – 27 июля. – С. 1.
    • Вигандт Л. Обелиск на Булыгинском // Веч. Барнаул. – 2005. – 22 июня. – С.2.
    • Гончарова Н. И можно ли раздвинуть горизонты? // Веч.Барнаул. – 2003. – 24 янв.
    • Притупова Е. На мемориале Баварину будет образ Барнаула // Комс.правда. – 2003. – 4 дек. – С. 7.
    • Родионов. А. Три головы Николая Ядринцева // Свобод. курс. -2005. – 26 авг. – С. 28.
    • Тихонов В. Гимн Пушкину: (Первая церемония) // Комс. правда. – 2003. – № 2. – С. 13.
    • Ермакина О. Руки длинные, память короткая // Купи-продай. – 2005. – 5 мая. – С. 6: фото.
    • Зимогор М. Долг Анатолия Мельникова: Как создавался мемориал Славы // Веч. Барнаул. – 2005. – 6 мая. – С.5: фото.
    • Комарова О.С. Мемориал Славы в культурном пространстве Барнаула // Барнаул на рубеже веков:: Материалы научно-практической конференции / отв. ред. Ю.Ф. Кирюшин. – Барнаул, 2005. – С. 205-208.
    • Музей истории Ленинского района. Солнце восходит в Барнауле: Память о японских военнопленных жива // Купи-продай. – 2005. – 21 апр. – С.4 : Прил.: Ваш город.
    • Сидоркин С. Пост № 1 // Веч. Барнаул. – 2005. – 30 авг. – С. 1.[30 лет мемориалу на пл. Победы]
    • Степанская Т. Городничий Барнаула о Демидовском столпе // Свобод. курс. – 2005. – 12 мая. – С. 27: фото.

    Баннер БаннерБаннер

    Фотогалерея

    main-img-01main-img-02ФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалерея