Открытие выставки-экспозиции «Книга – свет миру»
11 марта в Музее редкой книги Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева открылась выставка-экспозиция «Книга – свет миру».
14 марта наша страна отмечает День православной книги. Традиционно в Музее редкой книги в эти дни открывается экспозиция, посвященная раритетам русского книгоиздательства и современным книгам, основное содержание которых посвящено духовному просвещению.
День православной книги – торжество сравнительно молодое. Праздник был утверждён Святейшим патриархом всея Руси Кириллом 25 декабря 2009 года и приурочен ко дню выпуска московским диаконом Иваном Фёдоровым первой печатной книги «Апостол» – 1 марта 1564 года (по старому стилю). Россия – страна читающая. Читающая давно и всерьез. Грамотных людей на Руси всегда уважали, и у русского человека особый трепет всегда вызывало слово «книга». Неслучайно в Москве поставлен памятник нашему первопечатнику – Ивану Фёдорову.
Протоиерей Константин Метельницкий, настоятель Храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, преподаватель Барнаульской духовной семинарии привел в своем выступлении интересные исторические факты.
- Типография по печати книг была открыта после того, как Иван Грозный узнал мнение митрополита Московского и всея Руси Макария, который с восторгом эту идею одобрил. Рукописных книг остро не хватало, многие из них были с ошибками, искажали смысл первоначально написанного.
В 1552 г. Иван Грозный присоединил к Московскому царству многовековую угрозу – Казанское ханство – страну с чуждым менталитетом и другой религией – исламом. Их нужно было интегрировать в общерусское пространство. Россия никогда не знала межрелигиозных войн, так как мусульманские храмы не закрывались, но рядом строились православные храмы. Надеяться на проповеднический дар священников не приходилось, да и книг не хватало. Поэтому Иван Грозный, по благословлению митрополита Макария, приступил к поиску мастеров в европейских странах. В Дании нашли печатника – Ганса Мессингейма, по прозвищу Бокбиндер (Переплетчик). Он приехал в Москву, набрал учеников, среди которых и был Иван Федоров. Но первая типография вскоре сгорела, и в 1563 г. Иван Грозный из личных средств выдает деньги на строительство новой. В следующем году, 1 марта 1564 г., вышла первая печатная книга «Апостол». Причем в предисловии к изданию Иван Федоров указал, почему были необходимы печатные книги.
Иван Федоров был образованнейшим человеком того времени – лил пушки, разработал проект многозарядной мортиры, знал несколько европейских языков, переписывался с курфюрстом саксонским Августом, со многими именитыми людьми Европы.
Иван Федоров был назначен руководителем печатного двора. Но через год его судьба резко изменилась. С огромным обозом, в котором были печатные станки и краска, шрифт, со своими помощниками он отправился в Великое Княжество Литовское. Иван Грозный знал, что готовится объединение католической Польши и Литвы, в которой большинство исповедовало православие, в том числе и литовские князья. Государь подозревал, что готовится окатоличивание Литвы и поэтому послал туда Ивана Федорова со всем необходимым для книгопечатания. И действительно, вскоре в Литве Иван Федоров выпустил Псалтырь с часовником, по которому учились читать на Руси. Затем огромным тиражом вышла Острожская Библия на славянском языке – 1500 экз. Книги разошлись по территории Литвы, Украины и Белоруссии, тем самым сохранив православие на славянских территориях.
Галина Дмитриевна Булгаева, кандидат искусствоведения Алтайского государственного университета, рассказала о новой книге «Иконы афонского письма на Алтае». Книга написана в соавторстве с протоиереем Георгием Крейдуном, настоятелем Иоанно-Богословского храма г. Барнаула, председателем Миссионерского отдела Барнаульской епархии, проректором Барнаульской духовной семинарии. Особый интерес у гостей открытия вызвали иконы афонского письма, которые находятся в храмах г. Барнаула.
Русь многогранная, многоликая, богатая духовными православными традициями предстала в выступлении православного объединения «Святая Русь». Были исполнены песни «Русь называют святою», «Мы – русские, с нами – Бог», «Утро России» и «Азбука любви и добра».
В экспозиции – коллекция «Псалтырей» XIX-го столетия и подшивка журнала «Воскресное чтение» за 1875 г. – из фондов Музея истории Православия на Алтае, духовно-просветительские издания для детей и взрослых. На информационной зоне библиотеки – выставка барнаульской художницы Ольги Воробьевой «Искусство первой буквы. Инициалы».
Экспозиции работают до 24 апреля.
День православной книги – торжество сравнительно молодое. Праздник был утверждён Святейшим патриархом всея Руси Кириллом 25 декабря 2009 года и приурочен ко дню выпуска московским диаконом Иваном Фёдоровым первой печатной книги «Апостол» – 1 марта 1564 года (по старому стилю). Россия – страна читающая. Читающая давно и всерьез. Грамотных людей на Руси всегда уважали, и у русского человека особый трепет всегда вызывало слово «книга». Неслучайно в Москве поставлен памятник нашему первопечатнику – Ивану Фёдорову.
Протоиерей Константин Метельницкий, настоятель Храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, преподаватель Барнаульской духовной семинарии привел в своем выступлении интересные исторические факты.
- Типография по печати книг была открыта после того, как Иван Грозный узнал мнение митрополита Московского и всея Руси Макария, который с восторгом эту идею одобрил. Рукописных книг остро не хватало, многие из них были с ошибками, искажали смысл первоначально написанного.
В 1552 г. Иван Грозный присоединил к Московскому царству многовековую угрозу – Казанское ханство – страну с чуждым менталитетом и другой религией – исламом. Их нужно было интегрировать в общерусское пространство. Россия никогда не знала межрелигиозных войн, так как мусульманские храмы не закрывались, но рядом строились православные храмы. Надеяться на проповеднический дар священников не приходилось, да и книг не хватало. Поэтому Иван Грозный, по благословлению митрополита Макария, приступил к поиску мастеров в европейских странах. В Дании нашли печатника – Ганса Мессингейма, по прозвищу Бокбиндер (Переплетчик). Он приехал в Москву, набрал учеников, среди которых и был Иван Федоров. Но первая типография вскоре сгорела, и в 1563 г. Иван Грозный из личных средств выдает деньги на строительство новой. В следующем году, 1 марта 1564 г., вышла первая печатная книга «Апостол». Причем в предисловии к изданию Иван Федоров указал, почему были необходимы печатные книги.
Иван Федоров был образованнейшим человеком того времени – лил пушки, разработал проект многозарядной мортиры, знал несколько европейских языков, переписывался с курфюрстом саксонским Августом, со многими именитыми людьми Европы.
Иван Федоров был назначен руководителем печатного двора. Но через год его судьба резко изменилась. С огромным обозом, в котором были печатные станки и краска, шрифт, со своими помощниками он отправился в Великое Княжество Литовское. Иван Грозный знал, что готовится объединение католической Польши и Литвы, в которой большинство исповедовало православие, в том числе и литовские князья. Государь подозревал, что готовится окатоличивание Литвы и поэтому послал туда Ивана Федорова со всем необходимым для книгопечатания. И действительно, вскоре в Литве Иван Федоров выпустил Псалтырь с часовником, по которому учились читать на Руси. Затем огромным тиражом вышла Острожская Библия на славянском языке – 1500 экз. Книги разошлись по территории Литвы, Украины и Белоруссии, тем самым сохранив православие на славянских территориях.
Галина Дмитриевна Булгаева, кандидат искусствоведения Алтайского государственного университета, рассказала о новой книге «Иконы афонского письма на Алтае». Книга написана в соавторстве с протоиереем Георгием Крейдуном, настоятелем Иоанно-Богословского храма г. Барнаула, председателем Миссионерского отдела Барнаульской епархии, проректором Барнаульской духовной семинарии. Особый интерес у гостей открытия вызвали иконы афонского письма, которые находятся в храмах г. Барнаула.
Русь многогранная, многоликая, богатая духовными православными традициями предстала в выступлении православного объединения «Святая Русь». Были исполнены песни «Русь называют святою», «Мы – русские, с нами – Бог», «Утро России» и «Азбука любви и добра».
В экспозиции – коллекция «Псалтырей» XIX-го столетия и подшивка журнала «Воскресное чтение» за 1875 г. – из фондов Музея истории Православия на Алтае, духовно-просветительские издания для детей и взрослых. На информационной зоне библиотеки – выставка барнаульской художницы Ольги Воробьевой «Искусство первой буквы. Инициалы».
Экспозиции работают до 24 апреля.
Приглашаем всех желающих.
Ул. Профинтерна, 35
Тел.: 612-638
Тел.: 612-638