slabovid

Ещё при Петре было: выставку о реформах первого российского императора открыли в Барнауле

В музее редкой книги Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева открылась выставка «Пётр I Великий. Честь, слава, империя».
Выставка посвящена 350-летию со дня рождения Петра I. История реформ великого преобразователя представлена книгами и изданиями, многие из которых стали библиографической редкостью. В книгах можно увидеть народные листки, гравюры, книжные фронтисписы (рисунки, размещаемые на одном развороте с титулом на чётной полосе) и виньетки (небольшие рисунки или орнаменты в начале или в конце текста), бывшие в обиходе или напечатанные при государе Петре I.
Интересно рассматривать образцы почерка первого российского императора. На выставке представлены факсимильные тексты: например, указ Петра I о праздновании Нового года, жалованная грамота на вотчину боярину Головину. Официальные документы написаны иначе, чем личные письма, более аккуратно, тогда как в записках императора столько сокращений и наспех написанных букв, что прочитать их без определённого навыка просто невозможно. Даже в подписи Петра с трудом угадывается буква «т». Поэтому у витрин с такими текстами есть смысл постоять подольше, стараясь рассмотреть все в деталях. Это любопытно не только для изучения эпохи, но и с точки зрения представлений о характере Петра I — импульсивном, вспыльчивом.
Всего на выставке представлено около ста экспонатов. Самые старинные из них — это монеты. Их появление в книжной экспозиции объясняет Ирина Миллер, заведующая музеем редкой книги: «Эпоха Петра известна тем, что реформы произошли во многих сферах жизни и государственной власти. Одна из них коснулась денежных купюр, и у нас представлены разные купюры и монеты, в том числе «чешуйки», которые были в ходу в допетровское время, и петровские рубли. Эти экспонаты — из частных коллекций»,  — рассказала Ирина Миллер.
Затрагивая другие реформы Петра, сотрудники музея нашли в том числе современные книги, так или иначе раскрывающие тему преобразований того времени. Это и издания, посвящённые Санкт-Петербургу как городу, который основал Пётр I, и книги об истории костюма и светской жизни — например, об этикете петербургской прогулки.
«Мы представили здесь первую гражданскую азбуку «Юности честное зерцало» — у нас репринтное издание 1717 года, — рассказывает Ирина Миллер. — И, конечно, книги русских авторов, в центре повествования которых — фигура Петра Первого».
Из частного собрания на выставку приехали ноты. Для сравнения рядом расположены сборники разных лет: в книге петровской эпохи мелодия записана крюковым нотным письмом, а вот уже сборник XIX века выглядит привычно современному взгляду: в России начала XVIII века ещё не было нотного стана из пяти линий, и сами ноты, и пометки к ним прописывались иначе. На самом деле на выставке не оригинальное издание петровского времени, а книга рубежа XIX–XX веков, но от того не менее необычная: крюковые ноты переписаны вручную, что соответствует традициям Петровской эпохи.
«По всей экспозиции мы расположили русскую гравюру конца XVII и всего XVIII века, которая наиболее ярко отражает в иллюстративном ряде время Петра Великого, — уточняет заведующая музеем. — Первая витрина экспозиции наполнена книгами, которые рассказывают о детстве в царском доме, как воспитывался и какое образование получил Пётр I. Здесь есть масса книг, которые рассказывают даже об игрушках Петра I. Другая витрина — история российской монархии, дома Романовых, представителем которого был Пётр I. Здесь есть раритетные издания — например, многотомник «Три века». Книги были изданы в Москве в 1913 году к 300-летию дома Романовых. И здесь, конечно, есть публикация, посвящённая Петру Великому».
«Мы представили здесь первую гражданскую азбуку «Юности честное зерцало» — у нас репринтное издание 1717 года, — рассказывает Ирина Миллер. — И, конечно, книги русских авторов, в центре повествования которых — фигура Петра Первого».
Из частного собрания на выставку приехали ноты. Для сравнения рядом расположены сборники разных лет: в книге петровской эпохи мелодия записана крюковым нотным письмом, а вот уже сборник XIX века выглядит привычно современному взгляду: в России начала XVIII века ещё не было нотного стана из пяти линий, и сами ноты, и пометки к ним прописывались иначе. На самом деле на выставке не оригинальное издание петровского времени, а книга рубежа XIX–XX веков, но от того не менее необычная: крюковые ноты переписаны вручную, что соответствует традициям Петровской эпохи.
«По всей экспозиции мы расположили русскую гравюру конца XVII и всего XVIII века, которая наиболее ярко отражает в иллюстративном ряде время Петра Великого, — уточняет заведующая музеем. — Первая витрина экспозиции наполнена книгами, которые рассказывают о детстве в царском доме, как воспитывался и какое образование получил Пётр I. Здесь есть масса книг, которые рассказывают даже об игрушках Петра I. Другая витрина — история российской монархии, дома Романовых, представителем которого был Пётр I. Здесь есть раритетные издания — например, многотомник «Три века». Книги были изданы в Москве в 1913 году к 300-летию дома Романовых. И здесь, конечно, есть публикация, посвящённая Петру Великому».
 
Светлана Ермошина
Газета «Вечерний Барнаул» 22 января 2022 г.

БаннерБаннерБаннерБаннер Система ГАРАНТБаннерБаннерБаннерБаннер
geny_mesta

Фотогалерея

main-img-01main-img-02ФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалерея