Главный храм
Вышло в свет исследование, посвященное первой барнаульской церкви
В рамках фестиваля книги «Издано на Алтае» в Центральной городской библиотеке им. Н.М. Ядринцева состоялась презентация книги, посвященной истории создания Петропавловского собора – первого барнаульского храма. Новую книгу «Исторические хроники XVIII века: Градо-Барнаульский Петро-Павловский собор» представили авторы – доктор искусствоведения протоиерей Георгий Крейдун и писатель, член Союза писателей России Иван Образцов. Сибирскоебарокко
Когда-то в честь Петропавловского собора нынешняя площадь Свободы называлась Соборной и считалась центром Барнаула. Именно здесь, на возвышении, был построен первый деревянный Петропавловский храм.
– В этой части города, где неподалеку находился заводской пруд, а местность вокруг была довольно болотистой, было относительно сухо, – рассказывает протоиерей Георгий Крейдун.
– На песчаном грунте в окружении небольших сосенок возвели в 1750 году небольшой деревянный однопрестольный храм без фундамента. Со временем вокруг него образовалось кладбище, на нем похоронен изобрета тель Иван Ползунов и первый начальник Колывано-Воскресенских заводов Андрей Беэр. Оно просуществовало примерно до 1774 года – до тех пор, пока не был освящен новый белокаменный собор, в связи с чем погост перенесли на гору. Строительству большого белокаменного храма, который прозвали Градо-Барнаульским Петро-Павловским собором, посвящена книга, победившая в номинации «Краеведение» в краевом конкурсе на издание литературных произведений. Не случайно внимание исследователей ограничилось XVIII веком – периодом, когда принято решение о строительстве каменного храма, и он возведен в довольно короткие сроки: с момента закладки камня и до освещения собора прошло менее двух с половиной лет.
– Как только деревянный храм начал подгнивать и коситься, решили ходатайствовать в Москву и просить разрешения императрицы на строительство каменного собора, – продолжает отец Георгий. – Причем дольше согласовывали, чем строили. В итоге барнаульцы получили храм, выполненный, по мнению искусствоведов, в стиле сибирского барокко, то есть намного скромнее, чем задумывалось в европейском Возрождении. Нам удалось найти в архивах чертежи с первоначальным видом собора. Но из-за того, что в Барнаул не удалось выписать ни одного каменщика (все они были заняты на строительстве других храмов), пришлось возводить его силами рабочих Барнаульского сереброплавильного завода. В итоге если в проекте храм выполнен в византийском стиле, то воплощение получилось больше в русском.
Апостольские лики
В XVIII веке Петропавловский собор стал образцом для подражания при строительстве храмов в других сибирских городах, к примеру, подобный храм возведен в Томске. Кроме того, строение имело статус главной церкви Колывано-Воскресенского горного округа. Позже, в середине XIX века, храм перестроили. Это связано с необходимостью разместить десятитонный колокол «Николай», 700 пудов меди на него пожаловал сам Николай I. Поэтому к колокольне пришлось пристроить третий ярус. А чтобы она не теряла устойчивости, с двух сторон в ее основании расширили приделы, где появились кабинет настоятеля, библиотека, другие помещения, необходимые для деятельности храма.
– Уже в XX веке на месте деревянного храма, который располагался ближе к ул. Ползунова (каменный находился чуть севернее, ближе к ул. Пушкина) была возведена часовня «Достойно есть», – продолжил протоиерей Георгий Крейдун.
–Ее фундамент обнаружен при строительстве коллектора на ул. Ползунова. Судя по описи 1923 года, в соборе находится много утвари, в том числе и икон. Как предполагают авторы книги, две из них хранятся сегодня в Музее истории православия на Алтае. Речь идет об образах апостола Павла и апостола Петра, которых обычно изображают вместе, а тут их лики разделены. По мнению отца Георгия, так обычно делают в храмах, посвященных этим ближайшим последователям Христа.
Живые документы
Авторам потребовалось изучить немало документов. Так, в книгу вошло более десяти промеморий – памятных записок или прошений, которые сопровождали строительство храма начиная с 1747 года, когда Андрей Беэр инициировал появление первой деревянной церкви. – Сохранившиеся промемории – это результат межведомственного взаимодействия между заводским и духовным ведомствами, - пояснил Иван Образцов. – И эти документы являются свидетельством формирования в Барнауле того, что принято называть бюрократией. Только тогда это явление еще не имело негативного оттенка, а означало документооборот. Особое развитие эта сфера получила после петровских реформ.
Что интересно, текст в промемориях написан слитно, без интервалов между словами. Так в ту пору экономили бумагу. Кроме того, из документов видно, как менялся язык, какие диалектные черты он имел в то или иное время. К примеру, в церковных описях довольно часто упоминается ткань для пошива одежды священников. Одной из самых распространенных считалась китайка – легкая шелковая ткань, изготовленная в Китае. По документам можно проследить трансформацию этого названия. Где-то она называется «китайкая», где-то «китайчата», а где-то «китайка». Как подчеркнули авторы, если в книгу вошло все, что касается XVIII века в истории Петропавловского собора, то остальной материал, касающийся других периодов, планируется систематизировать и в будущем опубликовать.
Петропавловскому собору посвящено одно изпоздних стихотворений Марка Юдалевича, который в 1935 году, будучи школьником, принимал участие в разборе завалов разрушенного храма.
Наталья Катренко.
Газета «Вечерний Барнаул» - 24 марта 2023 г.
Газета «Вечерний Барнаул» - 24 марта 2023 г.