Мощь в несколько октав
В Барнауле продолжаются мероприятия к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.
В музее редкой книги Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева состоялась литературно-музыкальная гостиная «Зеркало русской души», посвященная композитору, ставшему мировым символом русской музыки.
Украшением и душой вечера стали Михаил Лямин, солист-вокалист (лирический баритон) Алтайского государственного музыкального театра, Алина Нелюбина и Анастасия Попова, студентки третьего курса Алтайского краевого музыкального колледжа, исполнившие музыкальные произведения, написанные Рахманиновым: живая музыка и голос слушается несколько по-иному, чем в записи. Девушки поделились своим впечатлением.
– Фактура произведений Рахманинова сложная, виртуозная, насыщенная, но в целом приспособленная и удобная не только для его больших рук, – считает Алина.
– У него очень глубокие произведения, их в принципе могут играть дети в младшей музыкальной школе, но замысел и суть материала можно понять только с возрастом. То есть технически можно вывести, но психологически очень трудно, – добавляет Анастасия.
На вопрос о самом сложном сыгранном ими произведении Рахманинова девушки ответили по-разному. Для Алины это Этюд-картины oпус 33.
– Этюд – это в принципе что-то виртуозное, а здесь Рахманинов добавил еще и художественные образы, передал стихийность. Перед моими глазами появлялась картина «Девятый вал» Айвазовского, когда я его играла, – поделилась она.
Анастасии самой трудной показалась Прелюдия соль минор опус 23, № 5.
– Там в середине хорошо слышны колокола, передать этот звук на инструменте сложно. Приходилось импровизировать, подбирать, чтобы все получилось. Пианистки подсказали, как Рахманинова узнать среди других композиторов.
– У него очень мощная фактура, теплые и романтические гармонии. Тембральный охват очень большой. Это позволяет использовать все возможности инструмента и пианиста, – считает Алина Нелюбина.
– Для меня отличительной чертой Рахманинова стали колокола. Я со временем научилась их слышать, узнавать и понимать, – поделилась Анастасия Попова.
На этом различия девушек, связанные с Рахманиновым, заканчиваются. Они исполняют его произведения в четыре руки, причем делают это уже больше полугода.
– Когда играешь в четыре руки, нужно совпадать, одинаково чувствовать музыку. Буквально вздохнуть одновременно в каком-то моменте, замедлить или на волне воодушевления побежать, ускориться, – говорит Алина.
– Мы обе любим Рахманинова и одинаково его понимаем и воспринимаем, – поддерживает Анастасия.
Об отдельных периодах жизни и творческого пути композитора рассказывала Ирина Овсянникова, искусствовед, преподаватель теоретических дисциплин Барнаульской детской школы искусств № 4.
– Очень сильно волнуюсь, потому что даже говорить о Сергее Рахманинове большая ответственность. Представляя масштаб человека выбрать из его массы набор фактов, чтобы зажечь этим людей, не так близко соприкасающихся с его музыкой, невероятно сложно, – обратилась она к ребятам перед тем как начать свой рассказ.
И ей это удалось. Даже если среди собравшихся курсантов БЮИ не было леса рук по поводу хорошего знания творчества композитора, в их глазах немного отразилось рахманиновское настроение. Организаторы надеются, что после этой встречи кто-то из них все же послушает великую и мощную музыку Рахманинова. По крайней мере, они сделали многое, чтобы присутствующие узнали характерные особенности человека и хотя бы немного прониклись его творчеством.
КСТАТИ
Руки Рахманинова – огромные, но при этом очень красивые – занесены в Книгу рекордов Гиннесса: он обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш: мог одной рукой дотянуться до 13 клавиш (целая октава плюс еще квинта).
Елена МАСАЛОВА.
Газета «Вечерний Барнаул» - 4 апреля 2023 г.
Газета «Вечерний Барнаул» - 4 апреля 2023 г.