slabovid

Окно в мир

Около 200 экспонатов, рассказывающих о письменности, представлено на выставке в Музее редкой книги.

В Музее редкой книги Центральной городской библиотеки им. Н.М. Ядринцева (ул. Профинтерна, 35) состоялось открытие выставки, посвященной Дню славянской письменности и культуры. В этом году помимо книг, отсылающих к деятельности святых равноапостольных первоучителей и славянских просветителей Кирилла и Мефодия, здесь представлены письменные принадлежности первой половины XVIII – начала XX века.
 
Расстановка приоритетов.

Традиция отмечать День славянской письменности и культуры зародилась в нашей стране еще в советское время – в 1985 году, когда праздновалось 1100-летие преставления Мефодия. Уже на следующий год к акции стали подключаться разные города – сначала Мурманск, а затем и другие территории, где к этой дате были приурочены крестные ходы, чтения, научно-практические конференции. В Барнауле одним из инициаторов празднования Дня славянской письменности стал известный писатель, краевед и общественный деятель Александр Родионов. Благодаря ему наш город подключился к этому просветительскому движению в 1987 году.
 
– Обратите внимание, что в названии праздника на первом месте стоит письменность, а потом уже культура, – отметил настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Константин Метельницкий. – Безусловно, понятие «культура» многогранно. Но все же этой расстановке приоритетов существует объяснение. В молодые годы мне не раз приходилось принимать участие в археологических экспедициях – раскапывать курганы, места поселений древних людей. Так, однажды среди находок оказались бронзовые круглые зеркала, оборудованные креплением для подвешивания. Примерно с таким же креплением нам удалось обнаружить изображение скачущего слева направо оленя. Что это за предметы? Сказать сложно, ведь письменности-то не существовало. Остается лишь предполагать, что эти отражающие свет зеркала олицетворяют солнечный круг, а олень – движение солнца с востока на запад. Но это все лишь догадки о жизни людей в бесписьменную эпоху. Вот и получается, что археологи находят множество интересных вещей, а по поводу того, чем жили и как представляли себе мир древние славяне, им приходится только строить гипотезы. Однако сложить представление о наших предках помогают другие письменные памятники, созданные на арабском или греческом языке – то есть в странах, где письменность была развита.
 
Культурный взрыв

По мнению Константина Метельницкого, с появлением письменности на Руси началась совсем иная эпоха. Солунские братья не просто создали удобную и максимально приспособленную к языку славян азбуку, но и открыли людям окно в мир.
 
– После того как князь Владимир обратил Русь в православную веру, произошел культурный взрыв, - продолжает отец Константин. – С появлением письменности Киевская Русь погрузилась в мировую историю и географию, а люди узнали то, что раньше для них хранилось за семью печатями. И если сам князь Владимир так и остался неграмотным, то его дети уже владели грамотой, а у многих киевских князей сформировались «полны клади книг», благодаря чему Русь стала считаться одной из культурно развитых стран Европы. К примеру, дочь Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерды, известная как Ярославна и ставшая впоследствии королевой Франции, везла с собой с родины в Париж два воза, один из которых был наполнен книгами. В итоге короли Франции вплоть до Наполеона II приносили присягу именно на славянском Евангелии, так как на французский язык эта священная книга была переведена на 400 лет позже.   Постепенно письменностью на Руси овладел и народ, о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты.
 
Музейные раритеты

В музейных витринах представлено около ста книг, посвященных создателям старославянской азбуки Кириллу и Мефодию, русской иконописи, каллиграфии, истории письменности. Однако среди этих раритетов красиво разложены предметы материальной культуры – письменные принадлежности, бытовавшие в домах образованных людей. Шкатулка для хранения ценных бумаг – один из самых древних экспонатов выставки датированный 1740-ми годами. Когда-то она принадлежала герцогу Ангальта Фридриху II, но позже оказалась в России.
 
– Эта шкатулка сделана из красного дерева, с вкраплениями бронзы, латуни, - пояснил Константин Метельницкий. - Скорее всего она попала в руки русскому офицеру, так как поверх вензеля Фридриха II была сделана серебряная накладка с гравировкой на русском языке. Когда этот предмет изучали, то обратили внимание на несоответствие материалов вензеля и самой шкатулки, сняли накладку и обнаружили под ней герцогский вензель.
На выставке можно увидеть и альбом для открыток, созданный в XIX веке в Санкт-Петербурге на фабрике Отто Кирхнера. В конце этого раритета – своего рода адресная книга, куда наши предки записывали данные о полученных открытках.
 
По словам заведующей Музеем редкой книги Ирины Миллер, всего в экспозиции представлено 50 предметов, относящихся к письменной культуре. Это перья, чернильницы, ручки, карандаши, нож для бумаги. Гордость коллекции – серебряное перо, выпущенное специально к 100-летию со дня рождения Александра Пушкина, а также пасхальная открытка, направленная известным барнаульским архитектором конца XIX – начала XX Иваном Носовичем своей супруге на ул. 1-ю Алтайскую.
В рамках выставки состоялся мастер-класс по каллиграфии, который провела Татьяна Голубева – основатель Школы каллиграфии в Барнауле.
 
Наталья Катренко.
Газета «Вечерний Барнаул» - 20 мая 2023 г.

БаннерБаннерБаннер Система ГАРАНТБаннерБаннерБаннерБаннер
geny_mesta

Фотогалерея

main-img-01main-img-02ФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалереяФотогалерея